1

Христология в увещевание к Евреям Часть III: Евр. 3:1-6; 4:14-5:10

Анонсированная в Евр.2:17б1 тема первосвященства Христа («милостивый» и «верный первосвященник»; ἐλεήμων γένηται καὶ πιστὸς ἀρχιερεὺς) в обратном порядке рассмотрения характеристик представлена в Евр.3:1-5:10.[1] Верность Христа как первосвященника (Евр. 3:1-6) полагается в основание настойчивому призыву к слушателям увещевания оставаться верным Богу, повинуясь Духу, обращающегося к ним через Писание (Евр.3:7-4:13).[2] Важно уточнить, образ Иисуса как верного первосвященника контрастирует с Моисеем (Евр.3:2-6)[3]:

  Иисус Моисей
1. Иисус достоин славы (3:3а) Моисей лишь чести (3:3б)
2. Иисус назван Сыном (3:6а) Моисей-служителем (3:5а)
3. Иисус «над домом Его (ἐπὶ τὸν οἶκον; 3:6) Моисей «в… доме Его (ἐν τῷ οἴκῳ; 3:2,5.)

Но какова цель данного контраста? Прежде всего, указать на превосходство Сына над Моисеем. В отличие от Моисея, который ввел только Аарона в присутствие Яхве (первое отделение, Лев.9), Сын как первосвященник обладает силою и способностью ввести общину в присутствие Бога. Иными словами, Христос представлен источником сакрализации каждого мгновения духовного бытия общинников. Более того, с онтологической (природной) точки зрения Иисус обладает славой не присущей Моисею (Евр.1). Он не только Сын «над домом» (Евр.3:6а1) и основатель как такового (Евр.3:3б-4а), но и Творец всего сущего (Евр.3:4б),[4] тогда как Моисей лишь слуга «в доме» (Евр.3:5а2).[5] Согласно В. Ри, Иисус и Моисей объединены проявлением акта «верности», что служит позитивным примером веры в отличие от негативного эталона: поколения в пустыне. Бесспорно, автор документа, по мнению В. Ри, представляет Христа образцом и объектом веры.[6] Как подчеркивает Чезари Марказелли Казаре: «Его верность является основанием «надежды общины» и причиной того, что она «взирает на Него» (Евр. 3:6)».[7] Связующим же звеном между Богом-Отцом и «домом» как священным сообществом-пространством следует считать взаимоотношения между верным первосвященником и верным домом.[8]

Далее автор переходит к теме милостивого первосвященника, как к следующему этапу в представлении христологического аргумента (Евр.4:14-5:10).[9] Мы согласны с Д. Гатри, что содержанию Евр.4:14-16 отводится роль «скрепа» между заключением предшествующего увещевания и вступлением к обоснованиям теологического аргумента, связанного с первосвященством Христа.[10] В этом отрывке, как утверждает Г. Коестер, адресант настаивает на том, что при отсутствии священника как сотерилогического «моста» между двумя реалиями гарантом духовной безопасности общинников выступает «прошедший небеса» Сын Божий (Евр.4:14а2) как сочувствующий первосвященник (Евр.4:15а2).[11] Ибо прежде своего восхождения в небесные обители он воспринял человеческую плоть, был искушен во всем и остался без греха (Евр.4:15б2). После озвучивания спасительных утешений ап. Павел смещает фокус к институциональному моменту первосвященства Христа (Евр.5:1-10). Необходимо подчеркнуть, если в Евр.5:1-4 речь идет о квалификации культоносцев (священства) в общем, то в Евр.5:5-10 поясняется, каким образом во Христе как в первосвященнике воплотились требования, необходимые для осуществления искупления (Евр.5:1-10).[12] Стоит указать на то, что идентификация Христа с возвеличенным Сыном в Евр.5:5 (Пс.2:7) в сочетании с апелляцией к пророчеству о Мелхиседеке в Евр.5:6 (Пс.109:4) представляет новый аспект христологического аргумента – Сын назначен священником «по чину Мелхиседека» (κατὰ τὴν τάξιν Μελχισέδεκ; Евр.5:6б).[13] Легитимизация (узаконивание) нового священника осуществленна.[14] Это свидетельствует о новом этапе отношений между двумя равносущностными личностями Божества (между Отцом и Сыном). Как отмечает А. Севрюков, объединение двух псалмов говорит, как о царском, так и о священническом достоинствах Иисуса Христа.[15] В свою очередь, это поднимает вопрос не только превосходства первосвященства новозаветного Мелхиседека над левитским служением, но и в свете новой составляющей сакральной вертикали – посредничеством Христа устанавливается факт деактуализации и дисфункциональности последнего (левитства), а также десакрализации его составляющих (потеряли свою значимость для спасения грешников). Весьма вероятно, что цитаты, адресованные самим Богом-Отцом своему Сыну (Евр.5:5//Пс.2:7; Евр.5:6//Пс.109:4), указывают на одобрение новозаветного первосвященства, соотносящегося с сыновством.[16]

 

Владимир Лукин, доктор богословия

[1]Согласно Lane, содержание Евр.3:1-5:10 можно озаглавить следующим образом: «Первосвященнический характер Сына», Hebrews 1-8, 68; Paul Ellingworth предлагает «Верный и Милостивый Первосвященник», The Epistle to the Hebrews: A Commentary on the Greek Text (New International Greek Testament Commentary, Grand Rapids: Eerdmans, 1993) 193; Cesare Marcheselli-Casale. Lettera agli Ebrei. Nuova versione, introduzione e comment. Paoline (2005) 181-184.

[2]Victor Rhee. The concept of faith in the overall context of the book of the Hebrews  (PhD thesis, Dallas Theological Seminary, 1996) 112; David deSilva указывает на то, что выражение «πιστὸς ἀρχιερεὺς  (Евр.2:17б1) своего рода неявная отсылка  к пророчеству о верном первосвященнике, противопоставленном неверному священнику Илию: «И поставлю Себе священника верного…  1Цар.2:35 (в Септуагинте «ἱερέα πιστόν»). Ученый признает, что, несмотря на аллюзивный характер обращения к 1Цар.2:35, его идея резонирует на глубинном уровне в экспозиционной части материала; Perseverance in Gratitude: A Socio–Rhetorical Commentary on the Epistle to the Hebrews (Wm.B. Eerdmans Publishing Co, Grand Rapids, Michigan 49503, 2000) 134.

[3]В Синодальной версии контраст «Сын над…», а Моисей «в доме…»  заретуширован: Моисей «в доме»  и Сын «в доме»  (Евр.3:6).

[4]Наш анализ сущ. οἶκος в 1Пет.2:4-10 позволяет сказать, что в увещевании к Евреям оно также указывает на общину как на священное пространство, а не на сотворенный мир. Что подтверждается высказыванием Attridge о том, что речь идет о «сакральной общине, в которой Христос как первосвященник осуществляет Свой контроль», 111.

[5]Kim, 93.

[6]Rhee, 111.

[7]Cesare Marcheselli-Casale. Lettera agli Ebrei, 185.

[8]Автор объединяет себя в единое с адресатом религиозное строение под названием «дом», заявляя следующее: «дом же Его – мы…» (Евр.3:6).

[9]Lane, Hebrews 1-8, 68.

[10]George Guthrie. Hebrews. The NIV Application Commentary (Grand Rapids: Zondervan, 1998) 173. Это подтверждение ранее высказанной им мысли в The Structure of Hebrews: A Text-Linguistic Analysis (NovTSup 78; Leiden: Brill, 1994), что «текст одновременно служит заключением к предшествующему блоку материала и введением к последующему», 102.

[11]Graig Koester. Hebrews, 293.

[12]Kim, 95-98.

[13]Kim, 99. Подробней о Христе как Мелхиседеке, см. Pieter Nel. Die rol van Psalm 110 in Hebreërs. Magister Artium. Noordwes-Universiteit 2004; Simon Mimouni. «Le grand prêtre Jésus à la manière de Melchisédech» dans VEpitre aux Hébreux // dans Annali di storia dell’esegesi 33/1 (2016) 79-105. О самой личности Мелхиседека можно прочитать мою статью «Сиди праворуч мене»: особа Мелхіседека у Пс 109 (110). Наукові записки УКУ. Богослов’я 8 (2021) 7-38.

[14]Scott Moore. A Conviction of Texts Not Seen: Perceiving Exodus as the Generative Text of Hebrews

(PhD thesis, University of Denver, 2017) 221-228.

[15]Предсказание о царе-священнике в Зах.3 и его исполнение в Евр.4:14-16.  Богословский Вестник №7/2004 (Заокская духовная академия, 2004):66-84.

[16]Kim, 99.