1

Кто такие «боги» в Псалме 81?

Если предположить ,что Псалом 81-й говорит о богах, то получается, что кроме Бога Творца, есть ещё какие-то боги низшего порядка. Однако это не так. К примеру, об этом говорит текст: «Возвещайте язычникам славу Его, всем народам чудеса Его, Ибо велик Господь и достохвален, страшен паче всех богов. Ибо все боги народов ничто, а Господь небеса сотворил» (1 Пар. 16:24). Ветхий Завет однозначно говорит о том, что боги, которым поклоняются другие народы, являются плодом фантазии и ничего не могут.

Таким образом, слово «боги» в псалме явно не используется буквально. По контексту видно, что Бог говорит к тем, от кого зависит суд. Соответственно, эти «боги» явно не буквальны. «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы — боги»? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание» (Иоан. 10:34-35). 

Александр Болотников, доктор богословия

***

  1. Сам контекст псалма, как и первой  (1-4), так и второй его частей (5-6), связан с судом. И это важный момент для понимания того, кого следует подразумевать под элогим  (אֱלֹהִים) в первом и шестом стихах псалма. 
  2. Первое упоминание элогим передано точно в том смысле, что соотнесли с личностью Всевышнего: «Бог стал» или же «Элогим стал». 
  3. Но продолжение этого предложения: «сонме богов (эль) ; среди богов (элогим)», вводит в заблуждение, что касается момента соотнесения с кем-либо. Почему идентичный термин, имеющий отношение к Всевышнему (1ст.), применяется к тому, кто смертен: «Я сказал: вы – боги (элогим), и сыны Всевышнего – все вы;»… «но вы умрете» (7ст)? 
  4. Что касается понимания элогим в шестом тексте, то тут все проще: выражение «сыны Всевышнего» проливает свет на природу элогим в начале этого текста. В таком случае, Элогим — это сыны Всевышнего, природа которых представлена в начале седьмого текста. Все они смертны. 
  5. Относительно первого текста нужно подчеркнуть, что только контекст, который связан с судебными нюансами (что уже ранее было подчеркнуто), может стать окончательным арбитром того, к кому приложим термин элогим. 
  6. Тексты со второго по четвертый проливают свет на природу элогим во второй части первого стиха (сонме богов (эль) ; среди богов (элогим): «1 Бог стал… среди богов произнес суд (1): доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? (2) Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость (3); избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых (4). 
    Что из этого явствует? Что элогим, во-первых, ведут себя нечестиво (2 ст.). Во-вторых, они призываются к праведным действиям в судебной сфере (3 и 4 стт.). Из этого следует, что под элогим нужно понимать тех, кто задействован в сфере юриспруденции. 
  7. Было мнение, что под элогим в Пс.81:1 нужно подразумевать ангелов, как например, в евр.версии Пс.8:5: «Не много Ты умалил его пред элогим (ангелами)». Но это маловероятно, так как ангелы в Писании не представлены в такой близости к людям, как здесь. Тем более, речь идет об элогим, которые поступают несправедливо. 
  8. То, что элогим может относится к судьям, подтверждается еще и содержанием Исх.22:8: «…пусть хозяин дома придет пред элогим (судей)…». Контекст этого текста совпадает с контекстом псалма. 
  9. Стало понятным, что упомянутые боги в Пс.81 в стихе первом и шестом, это люди, которые избегают честного исполнения своего долга. 
  10. Сам термин элогим обладает широким спектром применения: Бог, неземные существа и человек. 

Владимир Лукин, доктор богословия

***

В контексте Пс.81 я не вижу альтернативы ответу “судьи”, т.к. суд — одна из основных функций Бога: «Господь творит правду и суд всем обиженным» (Пс.102:6). Эту функцию Он мог осуществлять, по контексту Писания, посредством трех социальных групп в Израиле: царей, священников и судей.

«То пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни» (Втор.19:17).

Из этого текста значит, что предстать пред судом в Израиле это равносильно тому, что предстать пред Господа, священников и судей, т.е. пред “сонмом” (собранием) Господа, священников и судей. Позже сюда добавились цари. Этим категориям была вверена функция суда.

Пастор Сергей Молчанов

***