Сергей Грег, пастор, автор и ведущий YouTube канала “Бегущий в небо” (Израиль).

В прошлом году мы говорили с тобой об онлайн проектах и о твоей подготовке к триатлону. Каковы достижения в спорте, что удалось за это время?

Я готовился к “железной дистанции” и прошел половину этого норматива. Вообще за это время участвовал в трёх соревнованиях, последнее было с дистанцией 1.9 км плавание, 90 км велосипед и 21 км бег. Все это прошел за 8 часов, по рельефу трасса была одна из сложнейших в мире, набор высоты 1600 м. Получил огромное удовольствие и много времени для размышлений и молитвы. Молился я действительно много.

Перейдем к теме церкви и онлайн возможностях. Окружающий мир эти возможности широко использует для продвижения самых разных идей. Что делать в этом случае церкви?

Кто интересуется последними разработками – понимают, что крупные корпорации сегодня вкладывают огромные деньги в технологии VR и AR (виртуальная и дополненная реальность – В.З.)

Что это значит? Это значит, что очень скоро человек наденет очки/маску и попадет в театр на онлайн спектакль. И он там увидит не просто представление, а ещё и своего соседа, или жену, или других людей, которых он знает в реальности, и которые вместе с ним “пришли” в театр. Я предполагаю, что те, кто будет пользоваться этими технологиями, возможно, захотят попасть в подобную виртуальную церковь. Поэтому общины, которые сегодня начнут думать над этой реальностью завтрашнего дня и сделают в этом направлении шаг, завтра будут в топе.

В современном мире становится актуальным вопрос: что мы можем представить окружающему миру, как адаптировать нашу весть современному поколению? Приведу пример: мой сын подписан на одного YouTube блогера, у которого 20 млн. подписчиков. Представь себе, 20 млн! И это двадцатилетний парень, который снимает видео в полудомашних условиях.

Сейчас мало кто может точно сказать как будут развиваться тренды, и я сам не всё до конца понимаю. Но я предлагаю, что нам надо молиться, думать и стараться чувствовать время.

Вот как раз поговорим про время. Во что вылился твой проект “Бегущий в небо”, совмещающий физическое и духовное развитие для аудитории, которую ты приобщал к этому и в онлайн и в оффлайне?

Если говорить о спорте, я верю, что в библейском понимании человек создан гармонично. Для меня это отображается в трёх словах: тело, дело, дух.

Тело – это наша физическая оболочка, это наша программа здоровья, но почему-то это не у всех “работает”. Но, если ты своё тело держишь в тонусе, то тогда у тебя есть и понимание дела, призвания, миссии.

Дело – это твое призвание, дело – это кто ты, это твоя аутентичность, это то, что приносит тебе удовольствие. И если этот человек верующий, то это дело обязательно будет пересекаться с духовными откровением, то есть, даже бизнес может быть евангельски ориентированным.

Мечта, чтобы человек который активен в теле, становился активным в деле, в предназначении.

С первого января 2020 года команда единомышленников, которую мы собрали, пробует новые методы и пути взаимодействия с миром и влияния. Проходил 100 дневный марафон в онлайне, который назывался “Метаморфозы”.

Мы запустили программу с целью собрать аудиторию и “прокачать” их в трех направлениях – тело, дело и дух.

Каковы итоги этого марафона?

Если говорить о статистике, то мы собрали 100 человек на установочную лекцию.

60 человек включились. Закончило марафон 27 человек, из них 6 неверующие. Наш продукт некоммерческий, мы вкладываем намного больше чем он стоит, поэтому не оцениваем его по прибыли, мы вкладываем душу. И эта статистика показывает, что наш результат намного выше, чем у популярных коучей.

У меня есть еще одна статистика. Она выглядит просто – “80% к 20%”.

Это то, что я называю новые пути евангелизации. 80% – это христианская аудитория, 20% – не церковная.

После того, как мы завершили 100 дней марафона, я говорю: двигаемся дальше, давайте создавать команду. Потому что мы увидели, что в интернете, в онлайне, мы можем делать проекты, не будучи знакомым с друг с другом в оффлайне.

И сегодня из этих 20 человек, 5 – в команде проекта. Мы с ними разговариваем о Боге, о молитве, о библейских ценностях. Они твердо стоят на ногах в своих новых ценностях.

У тебя есть понимание, как подобные марафоны сделать постоянной частью церковного служения?

Мы увидели что марафоны – это долгосрочные проекты, которые не работают на неделю или две недели.

Поэтому наши классические евангельские проекты, например, 24 библейских урока – этого мало. Эффективность есть только в долгосрочной перспективе, для тех, кто не просто проходит уроки, а дружат, поддерживают связь, Все это требует времени: познакомиться, сблизиться, пригласить куда-то, вместе поучаствовать в каком-то деле, или благотворительном проекте  – люди, которые участвуют в таком взаимодействии становятся “крепкими орешками” в тех убеждениях, которые мы им передаем.

И ещё одна иллюстрация из онлайн марафона. Под конец участники не всегда могли назвать какой по счету день марафона, сбивались со счета. Но все жили целями, которые мы ставили.

Сейчас заканчивается второй марафон, мы стартовали в количестве 140 человек, до финала дошли 90. Мы сделали частью марафона гуманитарный благотворительный проект в трех странах: Украина, Россия, Казахстан. Помогали детям из малоимущих семей.

Наша задача – делать долгоиграющие проекты, в который человек входил бы, и задавал вопрос: а что будет дальше, например через 100 дней. Люди, которые привыкли общаться, что-то делать вместе, уже хотят продолжить и инициатива исходит от них, а не от меня.

Это похоже на великое поручение, но уже с использованием онлайн технологий.

Если говорить про онлайн, приведу пример из параллельной реальности.

Например, у нас есть сообщество, которое занимается триатлоном. Мы живем в разных частях мира и общаемся онлайн. У тех, кто занимается триатлоном на любительском уровне, у нас есть вся необходимая экипировка: велосипед, кроссовки, одежда, очки и костюмы для плавания. Но наши тренировки они не только на улице, они ещё и дома. У каждого есть такой прибор, к которому подключаешь велосипед и можешь дома или возле дома делать тренировки. По типу беговой дорожки.

То есть, люди были готовы заранее, до кризиса, развиваться в том, что они любят и считают правильным делать. Когда начался кризис в связи с пандемией, мы все продолжили крутить педали.

Этот пример показывает, что если сегодня мы, как церковь начнём что-то делать в направлении онлайн служения, а мы, безусловно, начнём что-то делать, то нужно понимать две особенности. Во-первых, это надо было делать ещё вчера. Если мы начали сегодня, то мы уже опаздываем. А второе, я вижу отклик мирового христианского сообщества, которое говорит: давайте молиться, чтобы всё вернулось на круги своя. То есть, наша мечта, как христиан – это вернуться назад в прошлое. И тут ошибка, время не вернуть назад.

То есть, возврата к прошлому уже нет и церкви в прежнем понимании и формате не будет?

Я сейчас не о том, чтобы всё перечеркнуть и всё перевести в онлайн. Но, если взять библейскую схему поклонения, мы видим, людей, которые жили, когда был храм и тех, кто жил в диаспоре. Они ведь не приходили каждую в субботу в храм. И они не приносили ежедневную жертву в храме. Но три раза в году они встречались на три большие фестиваля в Иерусалиме. Всё остальное время где они были? У них не было Zoom, у них не было Skype, у них не было Telegram и у них не было WhatsApp. У нас всё это есть. И в этом наше преимущество.

Сегодня, чтобы охватить евангелизацией молодежь, с ними нужно говорить на их языке. Да и не только с молодёжью. У нас бабушки в церкви проводят в Zoom встречи. Научились создавать встречи, рассылать на них ссылки.

Если мы не научимся говорить на этом языке, то нам будет очень сложно, когда все вернется на круги своя. Оно вернётся, мы понимаем что пандемия не навечно. Именно поэтому сегодня многие разработки вкладываются в онлайн. Это будет востребовано не через сто лет. Это будет уже завтра.

Каково твое видение, каким образом общины могут использовать кризис для расширения сфер своего присутствия и проповеди Евангелия?

Объясню на примере нецерковных организаций. По моим наблюдениям в Израиле, единственная сфера, кого не коснулся кризис – это хайтек, те люди, которые уже заранее репетировали работу онлайн. И технический университет Технион. У них уже все было наготове для онлайна.

И точно так же церкви, которые осваивали онлайн до кризиса – сейчас их время.

Из того, что я понял, мне пришло откровение во время карантина, это то, что нам всем нужно понять, что рухнули все границы. Нам нужно понять что уже не существует Валентина, пастора в Мариуполе, или Сергея пастора в Хайфе. Моя паства сегодня может быть у тебя на проповеди, если ты делаешь её интерактивную.

И кстати, я не люблю и не использую слово “трансляция”. И стараюсь не делать “трансляции”. Потому что иногда захожу в трансляции в YouTube некоторых адвентистских общин, пишу в чат – а там тишина. Вот это как раз трансляция, односторонняя. И это то, чего нам следует избегать. Потому что поклонение подразумевает участие, то есть интерактив. Вот это я называю “быть на волне”.

Расскажи, как вы организовываете интерактивное поклонение. И попутно вопрос о назначении церковных зданий. Если все общины уйдут в онлайн, что будет с домами молитвы?

У нас в общине субботняя школа в Zoom, в которой есть четыре класса. И сейчас можно любого человека  пригласить в свой класс субботней школы. Члены церкви из любого города могут прийти ко мне в общину на урок субботней школы. Много плюсов в этом есть, как и много минусов. Но это вызов. И эфир в YouTube мы всегда делаем с чатом, за это отвечают несколько человек, чтобы общаться с теми, кто подключился.

Что касается зданий. Есть две категории людей. Первая – те, кто накопили недвижимость, дома, яхты, машины и счета в банках.

И несколько лет тому назад некоторые эксперты говорили, что недвижимость должна перейти в онлайн. Это капитал, который есть у Google, например. То есть он собирает базы данных. То же самое делает Facebook – отмечает приоритеты человека. Это вторая группа, те, кто копит капитал в онлайн.

Мы живём старым мышлением, для нас здание ещё много значит, это наш якорь, это наше место. Для нас это останется важным. При этом известный автор и пастор Рик Уоррен пишет, что они в своей общине очень долгое время не строили здание. Потому что стены и стулья – это лимит на количество посетителей общины.

Мои взгляды, наверное, забегают вперед, но привязанность к месту и зданию не очень нужна. Понятно, что есть разные погодные условия. Но встречи вместе могут быть и на открытой площадке. Встречи, подобно тем, которые были в библейские времена.

То есть новая ситуация сейчас – это много вызовов старому мышлению. Я не пропагандирую, что надо избавляться от зданий и помещений. Физически встречаться необходимо, контакт нужен, встречи никуда не денутся. Но виртуальная реальность должна быть нами наконец замечена. И это зависит от видения, от общин, от людей в них, от активности, от умения пользоваться технологиями.

Сейчас, например, когда на карантине здания стоят, кто-то из христиан говорит: нашу церковь закрыли. Кто-то отвечает: как можно закрыть церковь? Ведь церковь – это не здание.

Я задаю вопрос: а если пандемия продлится год, два или пять – мы забудем что у нас есть здания. И это вызов для нашего мышления.

Адвентистская церковь всегда стремилась к инновациям в способах донесения Евангелия. Начиная с издания газет в XIX веке, хотя на тот момент газеты ассоциировались с чем угодно, только не с Евангелием. И заканчивая внедрением радио и телевизионных каналов, несмотря на неоднозначное отношение членов церкви к радио и телевидению.

Сейчас пришло время соцсетей, мессенджеров и онлайн способов проповеди. При этом мы немного отстаем от того, как мир использует эти же инструменты. Вопрос заключается в том, каким образом в нынешней ситуации эффективно использовать созданные церковью медиаструктуры, если блогер без студии и оборудования иногда получает больше отклика, чем профессионально создаваемые программы?

Я бы на месте церковных руководителей и менеджеров занялся воспитанием молодых лидеров мнений. Провел бы несколько часов тренингов и обучил трем направлениям.

Первое. Что я говорю и что я говорю об этом. (как говорить о своей вере)

Второе. Форма, в которой я это делаю. (существует множество вариантов)

Третье. Техническая составляющая –  кадр, фон, ракурсы, смотрибельность. У всех же есть как минимум телефон.

Я бы вкладывал в то, что помогает молодежи становиться лидерами мнений. Это то, что проходит на GAIN Ukraine, когда вы собираете любителей и профессионалов в медиасфере и обмениваетесь опытом. Нужно брать людей, у которых есть результат, чтобы они делились опытом.

Судя по всему, ты следишь за жизнью церкви в Украине. Может есть идеи для нас в онлайн служении?

Что касается Украины, у вас в церкви много талантов. Если один классный проповедник, второй хорошо проводит урок субботней школы, кто-то поет, занимается вопросами семьи, консультацией, темой здоровья. Всех их можно собрать в единую онлайн базу для членов церкви. Сейчас для этого не надо никуда ехать – надо включиться и правильно старгетироваться. Сейчас время для руководителей отделов, чтобы они проводили встречи, тренинги, семинары в онлайне и члены церкви могли направлять к ним своих друзей для участия в той или иной теме

Перейдем к теме формирования личности и донесения Евангелия с помощью онлайн инструментов. Расскажи о своём видении для новых и старых проектов – личных и церковных.

Сейчас, во время пандемии, в кризисе не только мы, в кризисе многие общины и деноминации. При этом если моя церковь ничего не вещает – я ищу духовную пищу в другой церкви. И для нас это возможность подружиться со многими людьми не из нашей церкви с помощью донесения вести онлайн.

В качестве примера – наш проект “Метаморфозы”, который сейчас получил новое название ‘“Перезагрузка”, работает не просто как проект помощи христиан христианам, чтобы привести мысли, тело и дело в порядок. Это евангельский проект.

My Movie 16 from Sergey Greg on Vimeo.

Это новая, переработанная программа, с потрясающими результатами. Приглашаю читателей зарегистрироваться на вводный вебинар или уже сейчас купить слот на марафон и забронировать место

https://marathon.point.land/?utm_source=greg&utm_medium=cpc&utm_campaign=greg

Вдобавок к этому проекту, мы открыли канал нашей общины “Life and Hope Centre”,  богослужения там проходят каждую субботу. Для этого используется YouTube.

Как я вижу, к карантину церковь подошла в целом подготовленной, потому что были налажены каналы коммуникации, использовали соцсети, мессенджеры. Но при этом нужно понимать специфику той или иной площадки.

YouTube более подходит как вещательный канал. Если не делать стримы и нет человека отвечающего за чат и нет обратной связи, то программы в YouTube лучше делать в записи, потому что когда нет взаимодействия с аудиторией – эффективности мало. То же касается и Facebook.

Моя идея – долгий “марафон” длинной в эту земную жизнь. Не должны быть краткосрочных мероприятий. Они должны быть с большой перспективой.

Сегодня окружающий нас мир живет сериалами. Думаю, нам в церкви тоже нужны сериалы, то есть проповеди в виде сериалов, и субботняя школа в виде сериала. Все что для этого нужно – изменить наш привычный лексикон и чуть-чуть изменить свое отношение к тому служению, которое мы осуществляем.

Что касается вашей географии трансляции служений – какова она, ты анализировал?

На церковный канал во время прямого эфира приходит более ста человек, при том, что в общине 80 человек, и не все могут быть онлайн. И около 800 просмотров в неделю.

Это говорит о том, что христианский контент востребован, но он должен быть качественным. Чтобы на картинке не было плохого ракурса. Это должно быть “вкусно”. Даже превью в YouTube иногда привлекает больше, чем содержание. Об этом тоже надо помнить.

Давай попробуем заглянуть в будущее. Когда снимут карантинные ограничения, мир в чем-то вернётся к прежнему стилю жизни, что-то изменится. После окончания ограничений, будет ли сдвиг в сознании членов общин, чтобы понимать, что мы уже в других реалиях и что в XXI веке реалий XIX века не будет.

Ты задаёшь вопрос уровня пророка (улыбается): что будет на уровне всемирной церкви?

Я со многими общаюсь в руководстве Генеральной конференции адвентистской церкви. Они прекрасно понимают, что мы живем в новых условиях и очень хотят донести видение вовлеченности каждого члена церкви в служение, но, к сожалению, не все готовы действовать

Мне кажется, надо говорить о другом. Любой кризис, это как экзамен лично каждого из нас. И если любой член церкви говорит, что я не могу без личного контакта с братьями и сестрами, без церковных стен, без своей лавочки, без кафедры и без хора поклоняться Богу, то это громадная проблема для этого человека

Для меня кризис – это проверка всех нас: кто мы, во что верим и за что держимся.

И этот текст “поклоняющийся будет поклоняться в духе и истине” надо понимать буквально и благодарить современные тенденции, что они могут соединять нас, а не мечтать и не грезить “своей лавочкой”.

Если посмотреть на креативность сегодняшнего мира, то мы видим новую реальность: целые хоры в зуме, оркестры, участники которых играют каждый у себя дома. То есть, сегодня люди очень креативные.

Мы, протестанты, по своей природе, тоже должны быть креативными, продвигаться вперёд. Но мы стали консервативными, мы закрепились. И хотя у нас нет предметов поклонения, но появился культ места или действия: “Если я поклоняюсь Богу онлайн, это хорошо, но это не то”. Сейчас как раз хорошее время проверить кто я, во что я верю и где нахожусь.

Беседу вел Валентин Загреба

image_pdfimage_print
Facebook
Twitter
LinkedIn
In this article:

Welcome Back!

Login to your account below

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Add New Playlist