Музыка в присутствии Святого Бога: Принципы религиозной музыки, основанные на Библейском понятии о святости

Музыка в присутствии Святого Бога: Принципы религиозной музыки, основанные на Библейском понятии о святости

Не секрет, что музыка—особенно религиозная—является одной из самых обсуждаемых тем в христианстве. Поэтому, задавшись таким неоднозначным и трудноразрешимым вопросом для того, чтобы определить, какой должна быть музыка поклонения, крайне важно изучить, какие руководящие принципы предлагают нам Священное Писание и труды Эллен Уайт.

По мере приближения к завершающему этапу кризиса мировой истории, эта тема становится всё более актуальной. Ведь согласно книге Откровение, её 13 и 14 главам, вопрос поклонения станет судьбоносным в решении каждого человека1. Нам придётся выбирать между поклонением зверю и его образу или поклонением Богу. Поклонение истинному Богу так же важно, как и поклонение Ему правильным образом2. Может ли быть так, что движимые даже самыми лучшими намерениями, многие христиане, используя неподходящую музыку, поклоняются истинному Богу неправильно?

Библия не даёт определения поклонения, она скорее делится множеством примеров поклоняющихся Богу людей и сообщает о причинах, по которым эти люди его совершали. Основываясь на этой информации, мы можем определить поклонение как «проявление смирения, почтения, восхищения, преданности и прославления»3 созданных Богом существ по отношению к своему Создателю в знак признания Его качеств (Пс. 98:9; Откр. 15:4), Его дел творения (Откр. 4:10; 14:7), искупления (4 Цар. 17:36; Откр. 5:9) и провидения (Пс. 58:17; 117:21). Это внутреннее расположение внешне обычно выражается в таких проявлениях, как склонение головы, коленопреклонение перед Богом (Исх. 4:31; Пс. 94:6) и прославлении Господа в пении (Пс. 27:7; 145:2). Истинное поклонение ведёт верующих к жизни радостного и благодарного послушания Богу (Втор. 10:12; 1 Цар. 15:22) и служения с любовью другим людям (Ис. 58:6-10). Поклонение —это не только личный и семейный опыт, но также и опыт определённой общности людей.

Наше понимание Бога определяет, как мы к Нему относимся и как мы Ему поклоняемся4. Поклонение зависит от того, Кем Бог для нас является и в какие характеристики Его Божественной сути мы верим. «В каждой религии качество поклонения определяется представлением верующих о природе своего божества»5. В этой связи чрезвычайно важно понимать, Кто такой Бог в соответствии с тем, что говорит о Нём Священное Писание. Из всех божественных характеристик, описанных в Библии, святость Бога выделяется как неотъемлемая часть Его божественной природы. Поэтому, не отрицая важности других божественных качеств, в этой статье мы сосредоточимся исключительно на такой характеристике Бога как святость и именно с этой точки зрения рассмотрим её значение в поклонении и религиозной музыке, будь то инструментальная, вокальная музыка, в личном, семейном и церковном аспектах, или их сочетании.

Cвятость Бога

Библия описывает различные случаи, когда Богу поклонялись как люди, так и ангелы. После грехопадения Адама и Евы поклонение человечества было запятнано грехом, и грех затронул всех нас, людей. Но по отношению к ангелам, которые не впали в грех, этого не произошло. Они постоянно прославляют Бога на небесах с чистым и святым сердцем. Поэтому давайте исследуем вдохновенное повествование об ангельском поклонении Богу, чтобы понять, что является чистым поклонением Богу и определить для себя принципы религиозной музыки и основные принципы поклонения.

Один из наиболее поучительных отрывков о небесном поклонении -это 6-аяглава книги пророка Исаии6, «ключевой библейский текст о поклонении»7. В начале своего служения пророк пошёл в храм помолиться, и там ему в видении было показано поклонение Богу, которое совершают ангелы на небесах. Пророк увидел Господа, сидящего на престоле в окружении серафимов, воспевающих: «Свят, свят, свят Господь Саваоф; вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3)8.

Святость —это «самое базовое и самое важное духовное качество природы Бога. Божья святость подчеркивается во всей Библии, но особенно в ветхозаветных книгах. О важности Божественной святости можно судить как по количеству упоминаний о ней, так и о том, какое внимание уделяется этому в Библии и как она подчёркивается»9. Тот факт, что Бог свят, означает, что Он морально чист, полностью свободен от эгоизма и гордыни, противник любой греховности или зла. «Нет важнее характеристики Бога, чем эта. Его творения более всего прочего поклоняются Богу именно по причине Его святости»10. В видении Исаии серафимы три раза повторяют слова о том, что Бог свят. Хотя в нескольких ветхозаветных отрывках встречаются и другие слова, повторяющиеся трижды для усиления их значения11, «ни одна из всех божественных характеристик не прославляется в Священном Писании так, как эта. В то время как сила Божья провозглашается дважды (Пс. 61:12), Его святость —трижды«12. В восклицании «свят» серафимы провозглашают «саму сущность Бога. Бог по определению «свят». . . . «Святость» обозначает сокровенную природу Бога»13.

Представленная сцена настолько сильно повлияла на Исайю, что он никогда не забывал её. «Во время своей долгой и трудной миссии он хранил в себе память об этом видении»14. Вся книга Исаии являет собой свидетельство впечатления, произведенного этим видением. «Любимое имя Бога в устах пророка именно «Святой Израилев» («кедош Исраэль») —как отголосок восклицаний «свят» небожителей«15. В книге Исайи это имя (в различных его вариантах) встречается тридцать раз16.

Трёхкратное повторение слов о святости Бога в начале песни серафимов является основанием в поклонении, которое они совершают Богу. Точно такое же повторение можно увидеть в книге Откровение, где представлено очень похожее видение небесного поклонения. Иоанн увидел четырёх животных вокруг престола Божьего, каждое с шестью крыльями, «взывающими»: «свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядёт» (Откровение 4:8). Как и в книге Исайи, при трехкратном повторении: «Божья святость подчеркивается как основополагающее божественное качество»17. «Этот гимн является первым не только из тех пяти, что исполняется небесным хором в главах 4–5, но и в ряду других гимнов в Откровении»18, построенных на основополагающем принципе святости Бога.

Божья святость и его дети

Тот факт, что Бог свят, требует, чтобы Его дети тоже были святыми. Проблема в том, что мы по своей природе вовсе не святые, а грешники, неспособные очистить себя от своих прегрешений и склонные ко злу. Как только мы осознаём, что Бог свят, мы из-за своей позорной греховности чувствуем себя совершенно недостойными находиться в Его присутствии. Это то, что испытали в своей жизни Исайя (Ис. 6:5), Петр (Лк. 5:8) и другие библейские герои, когда узрели Господа.

Однако искреннее и смиренное признание собственной греховности позволяет Божьей благодати выступить в качестве некоего посредника. Один из серафимов, подойдя к Исайе с горящим углем, взятым с жертвенника, прикоснулся к его устам и сказал: «вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя, и грех твой очищен».(Ис. 6:7). По Божьей благодати Исайя в тот же миг обрёл Божье прощение и предстал перед Господом чистым. Он был готов повиноваться и служить Ему (Ис. 6:8).

Когда мы каемся в своих грехах и исповедуем их перед Богом, Он принимает нас как Своих детей, прощает наши грехи и объявляет нас святыми, то есть отделяет нас для Себя(см. 1 Кор. 1: 2; 6:11; Евр. 10:10). То, что Бог сделал для нас -это «совершенное действие в прошлом, имеющее непрекращающийся и продолженный результат в настоящем»19. Этот новый статус позволяет нам, через веру в Него и по Его благодати, расти в своем процессе освящения, и это является делом «всей жизни«20 (Рим. 6:19, 22; 1 Фес. 4:3)21.

Опыт Израиля является хорошим примером этих двух аспектов освящения: 1) отделения Израиля как особого святого народа Божьего и 2) возрастания в святости. Выведя Израиль из рабства, Бог отделил этот народ от всех других народов, чтобы он были для Него «особым сокровищем», «святым народом» (Исх. 19:5, 6). Во мгновение ока Он милостиво поделился с евреями Своей святостью. После этого Он дал им Десять Заповедей и терпеливо наставлял их, чтобы они могли стать по характеру подобными Ему. Их новые отношения с Богом позволили им возрастать в процессе освящения. «Ибо Я — Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11:45). Другими словами, теперь, когда вы —Мои дети, Я хочу, чтобы вы стали похожими на Меня. Вторя этому идеалу, апостол Павел также призывает нас «иметь. . . святость, без которой никто не увидит Господа». (Евр. 12:14; см. также 1-е Фес. 3:13). «Все еврейское и христианское понимание Бога и его взаимоотношений с Его народом резюмируется в заповеди: «Святы будьте, ибо свят Я —Господь, Бог ваш» (Лев. 19:2; ср. 1 Пет. 1:15)»22.

Святой Бог, милостиво наделяющий Своих детей святым статусом и повелевающий им расти в нравственной святости на протяжении всей своей жизни, также ожидает, чтобы всё, связанное с поклонением, также было свято, будь то в личной практике, дома или в церкви.

Божья святость и поклонение

Где бы Бог ни являлся людям, Его присутствие освящает место Его пребывания. А от людей Он ожидает благоговения. Когда Моисей подошёл к горящему кусту, Господь сказал ему: «Не подходи сюда; Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая«(Исх. 3:5).

Потребность в святости особенно проявляется в святилище и его служении. Первосвященник должен был носить золотую налобную пластинку (кидар) c надписью имени Бога Израилева: «Святыня Господня». (Исх. 28:36; 39:30). «Всем своим внешним видом и поведением священники должны были внушать людям ощущение святости Бога, святости Его служения и чистоты, которая требовалась от каждого, кто приходил пред Его лицо«23. Господь провозглашает: «Через приближающихся ко мне явлю Я святость Свою и буду прославлен пред всеми людьми» (Лев. 10:3).

К сожалению, Надав и Авиуд, сыновья Аарона, пренебрегли святостью Бога. Потому что из них «каждый взял свою кадильницу, и положили в них огня, и возложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый» (Лев. 10:1). Этот огонь, который они зажгли, был «чуждым огнём», взятым не от жертвенника. Это независимое и мятежное действие было настолько серьёзным проступком, что «вышел огонь от Господа и сжёг их, и умерли они пред лицом Господним» (Лев. 10:2). После этого случая Бог дал Аарону и священникам дальнейшие наставления, чтобы они «могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» (Лев. 10:10). Израиль не сумел сохранить это различие и, в конце концов, был взят в вавилонский плен, который постиг их, потому, что священники «не отделяли «святого от не святого и не указывали различия между чистым и нечистым» (Иез. 22:26). План Бога заключался в том, чтобы священники учили людей отличать и видеть разницу «между святым и нечистым и заставляли их различать нечистое от чистого» (Иез. 44:23).

«Для иудейского благочестия окончательная дихотомия человека -это не разделение духа и материи, а разделение между сакральными профанным»24. В Библии «священное и мирское разделяются чёткой линией«25. Апостол Павел призывает верующих к сохранению того же принципа, что мы находим в Ветхом Завете —а именно, различию между Божьим, святым и нечестивым, мирским.

Ибо «Какая совместность храма Божия с идолами?.. Поэтому „выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас“. . .Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием». (2 Кор. 6:14–7:1).

Святость должна характеризовать нашу жизнь, наше поклонение и нашу музыку. По сути, «музыка приемлема для Бога лишь тогда, когда она освящает сердца, своими качествами смягчает и совершенствует их«26.

Каждый христианин знает о внутреннем конфликте между нашим старым «я» и нашей новой жизнью во Христе. Писание призывает нас каждый день умирать для греха и следовать за Господом (Лк. 9:23; Кол. 3:1–3). Для этого необходимо, в том числе, быть очень осторожными при выборе музыки, которую мы слушаем, поём или исполняем, зная, что «музыка не является морально и духовно нейтральной»27. К сожалению, было замечено, что христиане «часто бесчестят Бога и свою веру легкомысленными разговорами и выбором недостойной музыки. Священная музыка не отвечает их вкусам»28; Вместо этого, «легкомысленные песни и популярные танцевальные мелодии отвечают их вкусам»29. Мирская музыка «возбуждает, но не наделяет той силой и духовной бодростью, которые христианин обретает только у престола благодати»30. «Такое времяпрепровождение настраивает участников на несвятые мысли и дела»31.

Святость Бога и музыка ангелов

Библейские повествования о поклонении ангелов Богу на небесах «являются лучшим источником для изучения того, что угодно Богу в музыке. Они непрестанно хвалят Бога и прославляют Его песнопениями»32. В частности, та песня, которую исполняет хор серафимов (Ис. 6:3; см. также Откр. 4:8), является образцом, которому мы должны следовать, когда исполняем музыку в Божьем присутствии. «Музыка составляет часть богослужения в небесных обителях, и мы должны стараться, чтобы наши хвалебные песнопения по возможности приближались к гармонии небесных хоров«33.

Песня серафимов учит нас тому, что музыка поклонения должна быть сосредоточена на Боге. Тексты песен, мелодия, отношение музыкантов, их внешний вид и исполнение, а также то, как музыка преподносится, -всё это должно быть сосредоточено на Боге. Верно и то, что верующие поклоняются Богу со всем «багажом» и личного опыта, и нужд, и проблем, и забот, и достижений, и радостей, и печалей. Тем не менее, даже представляя весь этот «багаж» Господу через музыку, они должны сосредотачивать своё внимание на Нём, а не на собственном опыте.

Кроме того, ангельское песнопение поклонения показывает, что в основе истинного поклонения и религиозной музыки лежит признание святости Бога. Осознанное чувство святости Господа должно пронизывать всю музыку поклонения. «Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его» (Пс. 29:5).

Музыкальное служение серафимов свидетельствует об их глубокой преданности и почтении Богу. «Их песни хвалы звучат в глубоких, искренних нотах восхищения«34. Исаия сообщает, что они «восклицая… вторили друг другу», что один серафим «взывал» к другому (Ис. 6:3), это подразумевает, что они поют «с пылом и рвением; с усердием и ревностью… поочередно, но согласованно и без малейшего диссонанса или возгласа, нарушающего гармонию«35. Их «торжествующая песня хвалы» -это в то же время и «мелодичное пение»36. Небеса полны «радостных и счастливых хвалебных песнопений во славу Бога и Его Возлюбленного Сына»37. И все же пение ангелов «мягкое и мелодичное, а не натужное и шумливое»38.

Отношение серафимов, воспевающих хвалу Богу, весьма поучительно. «Серафимы —уникальные существа света, ибо само слово «серафим» c еврейского означает «пламень», «горение»39. Они занимают уникальное положение —находятся рядом с престолом Бога. Однако при всём этом они не видят в подобных привилегиях повода для гордости. Напротив, служа Богу, они закрывают себя: двумя крылами —свои лица, потому что чувствуют себя недостойными взирать на святого Бога, другими двумя крылами —ноги свои, показывая великое смирение и торжественное благоговение перед Богом. «Их собственное совершенство и красота не проявляются в присутствии и славе их Господа»40. «Несмотря на свою поразительную красоту, великолепные голоса и многие другие дары, эти ангелы удивительно скромны»41. Их лица «преисполнены радости от участия в этом совершенном звучании песнопения, однако никто их них не ищет себе похвалы!»42 Мы можем представить, как после своего исполнения они совершают поклоны, но кланяются «не перед какой-либо «целевой» аудиторией, а перед великим Богом вселенной»43. И уж не потому, что ожидают получить аплодисменты за блестящее выступление. Серафимы смиренно восхваляют необыкновенного Бога, которого любят. Они

«настолько переполнены благоговейным трепетом при созерцании славы Божьей, что ни на мгновение не смотрят на себя с самодовольством, восхищением собой или друг другом. Вся их хвала и слава —Господу Саваофу…Они полностью удовлетворены прославлением Бога; и в Его присутствии, под Его одобрительной улыбкой, они больше ничего не желают«44.

Им нравится петь с глубоким благоговением, великим смирением и непоколебимой любовью к Богу.

Святость Бога и религиозная музыка

Из нашего понимания библейской концепции в отношении святости Бога и из трудов Эллен Уайт вытекают определенные принципы для религиозной музыки как на личном, так и на коллективном уровнях.

В наши дни необходимость «отличать священное от несвященного» (Лев. 10:10) в музыке актуальнее, чем когда-либо прежде, потому что «современное общество характеризуется большим разрывом между тем, что есть духовное и светское. Повседневная жизнь больше не пропитана священным»45. Следовательно, избегать использования мирских стилей в религиозной музыке необходимо более тщательно. По сути, как последователи Христа в любом месте и обстоятельствах мы всегда должны избегать той музыки, которая выражает эмоции и ценности вопреки воле Бога. Однако это наиболее важно, когда речь идёт о музыке поклонения. Всякая музыка по своей сути производит в слушателях ассоциации идей и переживаний. «Музыкальные стили сочетаются с определенной культурой. Они часто связаны с местами, людьми и событиями»46. Мы ассоциируем определённые типы музыки с определённой средой, отношениями и образом жизни. Поэтому «духовная музыка не должна вызывать светских ассоциаций или побуждать к соответствию мирским образцам поведения, мышления или действия»47.

Что касается вокальной музыки, то здесь библейски правильного ее содержания недостаточно, чтобы песня соответствовала высокой цели поклонения Господу. Сам характер музыки должен служить и соответствовать «святому идеалу, устремлению мыслей человека ко всему чистому, благородному и возвышенному и пробуждению в душе его преданности и признательности Богу»48. Однако для этой цели подходят далеко не все музыкальные стили. Ведь все они были созданы для достижения определённых целей и исполнения в определённой среде. Поэтому, вопреки широко распространённому мнению, музыкальный стиль является далеко не нейтральным носителем христианской вести. «Огромное количество всевозможных музыковедческих исследований показало, что музыкальный стиль сам по себе не является чистым листом для введения или передачи содержания, предлагаемого слушателю через пропетую лирику, -он передаёт определённый набор идей и ценностей слушателям, приобщённым к какой-либо культуре»49. На самом деле, «музыкальные стили религиозно и ценностно «нагружены»—они являются истинными воплощениями представлений о реальности»50.

Тем не менее, всё чаще можно услышать сочетание священных слов с мирскими музыкальными стилями. «К сожалению, большая часть современной христианской музыки основана на том же «замесе» фонового ритма, инструментовки, аранжировки и звука, что и музыка мира. Однако при всём этом почему-то ожидается, что религиозный текст песни превратит её из светской в духовную, святую»51. Так не бывает. Писание учит, что освящённые вещи не освящают нечистое; напротив, когда эти две категории соприкасаются, святое оскверняется нечистым (Аг. 2:12–13). Когда религиозные тексты используются вместе с мирской музыкой, «чаще всего, посыл музыки (плотской, мирской) и весть слов (духовная) вступают друг с другом в конфликт. Это все равно что муж говорит: «Я люблю тебя, дорогая», при этом подвергая свою жену физическому насилию»52. Результатом такой комбинации является то, что эффект самой музыки, противоречащий христианским ценностям, полностью перекрывает и подрывает авторитет и смысл слов.

Божья святость требовала, чтобы «всё, что предлагалось в поклонении в скинии, было наилучшим из имеющегося»53. Животные, приносимые в жертву Господу, должны были быть без порока (Лев 1:3, 10). Музыканты должны были искусно играть перед Богом (1Пар. 15:22; Пс. 32: 3). «Сегодня, когда мы представляем наши таланты Богу как жертву живую, Он ожидает от нас не меньше, чем когда-то от израильтян»54. «Музыка для Бога —это музыка, которая исполняется в лучшем виде в соответствии со способностями музыканта«55. Это не означает, что мы можем петь Богу только в том случае, если являемся профессиональными певцами или обладаем поставленным, красивым голосом. В церковном совместном песнопении рекомендуется участвовать всем —это часть нашего поклонения (Пс. 20:14; 94:1). Тем не менее мы всегда должны стремиться отдавать Ему всё, что в наших силах, всё самое лучшее, проявляя в этом смирение и моральную непорочность, духовную целостность.

Чтобы предложить Богу лучшую музыку, мы призваны «петь разумно» (Пс. 46:8).

«Я видела, что все должны петь не только духом, но и умом. Богу не угодна тарабарщина и разноголосица. Ему всегда более угоден порядок, чем анархия. И чем ближе народ Божий к правильному, гармоничному пению, тем больше славится Господь, благословляется Церковь и оказывается благоприятное воздействие на неверующих»56.

Самая подходящая музыка -это музыка, в которой слова и мелодия идеально сочетаются57, так что тексты и музыка не только передают одно и то же сообщение, идею, но и дополняют, усиливают друг друга. Однако музыка наилучшего качества не обязательно должна быть сложной, замысловатой. Напротив, ангелы «радуются, слыша простые песни прославления, исполняемые в естественном тоне»58. Кроме того, мы должны петь так, чтобы музыка эта была понятна всем. Важно не громкое пение, а чёткая интонация, правильное произношение и чёткая речь.

«Пусть все отводят некоторое время для вокальных упражнений, чтобы хвала Богу возносилась в чистых, мягких тонах, а не в грубых и пронзительных звуках, неприятных для слуха»59.

Песня серафимов и другие примеры поклонения, записанные в Библии, показывают, что поклонение должно включать и наши эмоции и чувства. «Музыка должна быть красивой, торжественной и сильной«60. Тогда верующие будут «петь от сердечной радости» (Ис. 65:14), «с благодарностью в сердце Богу» (Кол. 3:16). В то же время от нас ожидается, что мы будем это делать «с трепетом благоговейным» (Евр. 12:28). Для неверующего может показаться трудным совместить радость и благоговение. Однако здесь нет противопоставления, христианская радость и христианское благоговение должны идти в поклонении вместе. «Предстанем же перед лицом Бога со святой радостью. Поклонимся Ему с «ликованием, хвалой и песнопениями» (Исаии51:3)»61.Когда мы приходим к Господу с «благоговейным трепетом и радостным восхищением»62, мы выбираем «гимны и музыку, подходящие для данного служения, и не похоронные песнопения, но радостные и одновременно торжественные мелодии»63.

Каждая песня, не только в текстах, но и в музыке, передаёт особую атмосферу. «Сердце должно передавать дух песни, чтобы найти ей правильное выражение»64. Однако существует риск довести эмоции до крайности и впасть в сентиментальность и чувственность. Когда это происходит,

«Это вызывает чувство наслаждения, несоответствующее имеющемуся материалу. Это эмоциональное притворство, зачастую в театральной манере, идущее в ущерб смыслу… А поскольку публика любит чувства,… исполнители постоянно находятся в опасности застрять в бездонных болотах сентиментальности, допуская эмоции, не уравновешенные музыкальной субстанцией«65.

Заключение

Простых решений сложного вопроса о религиозной или «христианской» музыке и музыке богослужебной не существует. Ограничение всей религиозной музыки традиционными гимнами -не выход, потому что вопрос заключается не в выборе между гимнами, ставшими традиционными и музыкой современной. Ведь самое важное —это не дата написания песни, а весть, которую она содержит и передаёт не только словами, но и музыкой.

Бог искупил нас, чтобы мы стали «народом святым» (1 Пет. 2:9). «Вера во Христа изменит, восстановит вкус, освятит суждения, возвысит, очистит и облагородит душу»66. Она поднимет нас над ценностями самой популярной современной музыки, и вместо того, чтобы включать несоответствующие музыкальные стили в нашу религиозную практику, мы начнём делать выбор в пользу святой и вдохновляющей музыки для Бога и тех, кто нас окружает. То же относится и к нашим усилиям в проповеди Евангелия другим людям. Мы не будем использовать мирские музыкальные стили, потому что «для тех, кто приходит на наши собрания у нас есть лучшие, благородные и непреходящие ценности«67. Наставления Господа ясны: «Вы должны влиять на них; не позволяйте им влиять на вас!» (Иер. 15:19).

«Поэтому будем учиться теперь петь песнь ангелов, чтобы мы смогли спеть её тогда, когда окажемся в их сияющих рядах»68. По милости Божьей, пусть мы будем «готовы присоединиться к поклоняющимся в небесных горних чертогах, где царит чистота и совершенство, где каждое существо проявляет совершенное благоговение перед Богом и Его святостью«69.

Карлос А. Стегер, бывший декан богословского отделения в Universidad Adventista del Plata, Аргентина, ныне на пенсии

1 Образ зверя вынесет смертный приговор тем, кто не поклоняется ему (Откр. 13:15), тогда как три ангела в 14-ойглаве Откровения призывают людей поклоняться Творцу (Откр. 14:7) и предостерегают, что «кто поклоняется зверю и образу его…тот будет пить вино ярости Божьей» (Откр. 14:9, 10). Глагол «поклоняться» (προσκυνέω) в Откр. 13, 14 встречается восемь раз.
2 Первая заповедь определяет, кому поклоняться, а вторая заповедь говорит о правильном способе поклонения Ему —перевод ссылки —ниже.
3 Siegfried H. Horn, ed., The Seventh-Day Adventist Bible Dictionary (Hagerstown, MD: Review and Herald, 1979), s.v. «Worship.»
4 Fernando Canale, «Principles of Worship and Liturgy,» Journal of the Adventist teological Society 20, nos. 1–2 (2009): 98.
5 Horton Davies, Worship and Theology in England: The Ecumenical Century 1900–1965 (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1965), 121
6 Согласно Norval F. Pease, Worship: A Bible Doctrine, Adult Sabbath School Lessons 326 (Mountain View, CA: Pacific Press, 1976), 45, шестая глава книги Исайи является «моделью истинного поклонения Богу в любой век».
7 Lilianne Doukhan, In Tune with God (Hagerstown, MD: Autumn House, 2010), 99.
8 Все библейские цитаты в данной главе приводятся по Библии в современном русском переводе Института перевода Библии при Заокской духовной академии под редакцией М.П. Кулакова.
9 Millard J. Erickson, Christian Theology (Grand Rapids, MI: Baker Book House, 1985), 285.
10 H. D. M. Spence and J. S. Exell, Pulpit Commentary, 52 vols. (London: Funk and Wagralls, 1913), 23:107.
11 Ср. Иер. 7: 4; 22:29; Иез. 21:27.
12 Matthew Henry, Matthew Henry’s Commentary on the Whole Bible (Peabody, MA: Hendrickson, 1994), 1089.
13 John D. W. Watts, Isaiah 1–33, Word Biblical Commentary 24 (Waco, TX: Word Books, 1985), 74. Эллен Уайт (Советы родителям, учителям и учащимся«, с. 402) говорит, что «Венчающая слава Христова характера —Его святость. Ангелы склоняются перед Ним в восхищении, восклицая: „Свят, свят, свят“… Он провозглашен прекрасным в Своей святости».
14 Эллен Уайт, Пророки и цари, с.310.
15 Carl F. Keil and Franz Delitzsch, Commentary on the Old Testament, 10 vols. (Peabody, MA: Hendrickson, 1996), 7:125–126.
16 Выражение «Святой Израилев» встречается двадцать пять раз (Ис. 1:4; 5:19; 5:24; 10:20; 12:6; 17:7; 29:19; 30:11, 12, 15; 31:1; 37:23; 41:14, 16, 20; 43:3, 14; 45:11; 47:4; 48:17; 49:7; 54:5; 55:5; 60:9, 14), «Святой Иаковлев» -один раз (Ис. 29:23), и «Святой» -четыре раза (Ис. 10:17; 40:25; 43:15; 49:7).
17 Ekkehardt Mueller, «Reflections on Worship in Revelation 4 and 5,» Refections 39 (July 2012): 3.
18 Alan Johnson, «Revelation,» in e Expositor’s Bible Commentary, ed. Frank E. Gaebelein, 12 vols. (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1979–1981), 12:463–464.
19 Ivan T. Blazen, «Salvation,» in Handbook of Seventh-Day Adventist Theology, ed. Raoul Dederen (Hagerstown, MD: Review and Herald, 2000), 295.
20 «Освящение —это не мимолетное усилие, а дело всей жизни» (Эллен Уайт, Деяния апостолов, с. 560).
21 Четкое описание двух направлений освящения см. в Blazen, 295-298.
22 Allan C. Myers, ed., e Eerdmans Bible Dictionary (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1987), s.v. «Holiness, Holy.»
23 Эллен Уайт, Патриархи и Пророки, с. 351.
24 Abraham J. Heschel, The Sabbath: Its Meaning for Modern Man (New York, NY: Noonday Press, 1951), 75.
25 Addison H. Leitch, «Profane,» in The Zondervan Pictorial Encyclopedia of the Bible, ed. Merrill C. Tenney, 5 vols. (Grand Rapids, MI: Zondervan, 1976), 4:872.
26 Эллен Уайт. Евангелизм,с. 512.
27 «A Seventh-Day Adventist Philosophy of Music,» General Conference of Seventh-day Adventists, https://www.adventist.org/articles/a-seventh-day-adventist-philosophy-of-music/ (доступ08.03.2021 г.).
28 Эллен Уайт, Свидетельства для церкви, т. 1, с. 505.
29 Там же, с. 497.
30 Там же.
31 Эллен Уайт, Советы родителям, учителям и учащимся, с. 339.
32 John Thurber and Cari Haus, e Music of Heaven (Coldwater, MI: Remnant, 2001), 92.
33 Эллен Уайт, Патриархи и пророки, с. 591.
34 Ellen G. White, «The Review and Herald, October 16, 1888,» in e Seventh-day Adventist Bible Commentary, ed. Francis D. Nichol, 7 vols. (Washington, DC: Review and Herald, 1978–1980), 4:1140.
35 Henry, Matthew Henry’s Commentary on the Whole Bible, 1089.
36 Ellen G. White, «The Review and Herald, December 22, 1896,» in Nichol, 4:1140.
37 Эллен Уайт, История спасения, с. 25.
38 Эллен Уайт, Избранные вести, т. 3, с. 333.
39 Geoffrey W. Grogan, «Isaiah,» in Gaebelein, 6:55.
40 Эллен Уайт, Дабы нам познать Его,с. 175.
41 Thurber and Haus, 17.
42 Там же.
43 Там же.
44 White, «The Review and Herald, December 22, 1896,» 4:1140.
45 Lilianne Doukhan, «Historical Perspectives on Change in Worship Music,» Ministry 69, no. 9 (1996): 9.
46 Doukhan, In Tune with God, 71.
47 «A Seventh-Day Adventist Philosophy of Music,» General Conference of Seventh-day Adventists.
48 Эллен Уайт, Патриархи и пророки, с. 594.
49 Monique M. Ingalls, «Style Matters: Contemporary Worship Music and the Meaning of Popular Musical Borrowings,» Liturgy 32, no. 1 (2017): 7–8, https://doi.org/10.1080/0458063X.2016.1229435.
50 Wolfgang H. M. Stefani, «The Concept of God and Sacred Music Style: An Intercultural Exploration of Divine Transcendence/ Immanence as a Stylistic Determinant for Worship Music with Paradigmatic Implications for the Contemporary Christian Context» (PhD thesis, School of Graduate Studies, Andrews University, 1993), 278, https://digitalcommons.andrews.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer =&httpsredir=1&article=1713&context=dissertations (accessed March 8, 2021). See also Wolfgang H. M. Stefani, «The Matter of Style,» Elder’sDigest 24, no. 3 (2018): 20–22.
51 Thurber and Haus, 68.
52 Eurydice V. Osterman, What God Says About Music (Huntsville, AL: Awsahm Music, 1998), 19.
53 Donald P. Hustad, True Worship: Reclaiming the Wonder & Majesty (Wheaton, IL: Hope, 1998), 194.
54 Osterman, 77.
55 Doukhan, In Tune with God, 116.
56 Эллен Уайт, Свидетельства для церкви, т. 1, с. 146.
57 Austin C. Lovelace and William C. Rice, Music and Worship in the Church (New York, NY: Abingdon Press, 1960), 20.
58 Эллен Уайт, Евангелизм, с. 510.
59 Эллен Уайт, Свидетельства для церкви, т. 9, с. 143.
60 Эллен Уайт, Свидетельства для церкви, т. 4, с. 71.
61 Эллен Уайт, Путь ко Христу, с. 104.
62 Alain Coralie, «A Word to Worship Leaders: Reflections on Revelation 14:6, 7,» Ministry, April 2016, 7.
63 Эллен Уайт, Евангелизм, с. 508.
64 Эллен Уайт, Патриархи и пророки, с. 591.
65 Herbert Blomstedt, «Present Truth in Music,» Adventist Review, July 12, 2012, 22.
66 Эллен Уайт. Дабы мне познать Его, с. 250.
67 Michael G. Coleman, Reflections on Issues in Musicand Worship (Fort Oglethorpe, GA: TEACH Services, 2019), loc. 914, Kindle.
68 Эллен Уайт, Патриархи и пророки, с. 289.
69 Эллен Уайт, Свидетельства для церкви, т. 5, с.

По материалам Института Библейских Исследований

Источник: logosinfo.org

image_pdfimage_print
close
Підпишіться та приєднайтеся до 120 інших підписників.