1

Ужасен ли Апокалипсис?

Что первое приходит на ум, когда вы произносите слово «Апокалипсис» или становитесь невольным слушателем чьего-либо диалога о нем?

Скорее всего – то, что вдохновлено голливудской киноиндустрией («Элизиум: Рай не на земле», 2013; «Обливион», 2013; «Война миров», 2013; «Эпидемия», 2013), содержанием древних текстов (календарь Майя, древнеегипетская Книга мертвых, Авеста), толкованием лжепророков (Нострадамус, Мессинг, Ванга, Глоба). В совокупности они сообщают о разрушении биосферы нашей планеты, о катастрофизмах, о необратимом процессе морального разложения, вторжении инопланетян, смертельных болезнях и т.д. И, наверное, самый распространенный вид Апокалипсиса, которым более восьми десятков лет пугают землян  ядерный.1 По мнению М.Волковой, «средства массовой информации также активно используют апокалпсические сюжеты в качестве средств создания сенсационных сюжетов. Апокалипсис становится продаваемым брэндом».2 Также прочно закрепилось представление как о масштабном Апокалипсисе, главным инструментом которого считается Армагеддон, так и о «локальном», например: Чернобыль, Фукусима, цунами на Юго-Востоке Азии в 2004 году. Следует упомянуть и о «Зомби Апокалипсисе»,как реакции человечества на присутствие в своей истории мистического мотива, побуждающего к поискам различных форм бессмертия.3 В совокупности подобные представления становятся для современного Homo sapiens своеобразной «призмой», сквозь которую преломляются и обретают конкретику сложно объяснимые явления, надежды или болезненные переживания.

Каждый из упомянутых видов Апокалипсиса влияет на выбор модели жизненного уклада как отдельно взятым человеком, так и определенной группой людей. К величайшему сожалению, слово «Апокалипсис» стало синонимом «ужасного» и «опасного» или, как отмечает Анн-Мари Пельтье, почти синонимом.4 Но упомянутую реакцию тех, кто живет с нами в одной эпохе, не следует считать поведенческой новизной.

Анналы истории свидетельствуют: когда человечество оказывалось на перепутье истории, стояло у порога неизвестности или перед вероятным «сценарием» своего дальнейшего существования,5 оно испытывало страх перед Апокалипсисом, преувеличивая значения безличных, стихийных сил. К тому же, бурное воображение смертных, лишало возможности книгу Апокалипсис Иоанна «подать голос» в свою защиту.

Вот несколько примеров. Раннехристианский грекоязычный писатель Секст Юлий Африкан (160240 г.н.э.) пересмотрел дату Судного дня,и считал, что конец света наступит в 800 году. Согласно Византийским представлениям об эре сотворения мира, начало которой в 5509 году до н.э., положенные 7000 лет истекали к 1492 году. Великий итальянский живописец Сандро Боттичелли (настоящее имя – Алессандро́ ди Мариано́ ди Ванни́ Филипепи́) ожидал конца света в 1504 году. Согласно расчетам и толкованию Апокалипсиса средневекового шотландского математика Джона Непера, это событие наступит между 1688 и 1700 годами. Румынский святой Каллиник утверждал, что история мира завершится в 1848 году. Датская секта Дана Андерса Йенсена Церковь «Ортон» проповедовала о том, что в результате ядерной войны конец света наступит 25 декабря 1967 года.

Стоит обратить внимание на одну устойчивую тенденцию, характерную как для предсказаний, так и для современных СМИ, включая индустрию развлечений: отождествлять Апокалипсис с концом света. Все это напрямую связано с многовековым заблуждением о предназначении самой книги Апокалипсиса Иоанна. Ни для кого не секрет, что эта книга многократно переистолковывалась на протяжении всей истории христианской церкви.6 Бесспорно и то, что существуют веские основания для подобного идеологического «сдвига», но я думаю, что нет смысла обвинять тех, кто жил в прошлом, да и наших современников, в духовной безграмотности. На все есть свои причины. Возможно ли на историческом полотне залатать «дыры» неверного представления об Апокалипсисе? Хотя сложность самой книги может препятствовать этому, но, как отмечает итальянский ученый Джанкарло Бигуцци в начале своего комментария на Апокалипсис, «Апокалипсис сложен, но прекрасен» («LApocalisse и difficile ma bellissima»).7 Итак, обратимся к пре-красному.

Развенчивание мифов об Апокалипсисе начнем со значения самого слова. Греческое существительное «апокалюпсис» означает «откровение, обнаружение, снятие, разоблачение».8 Отсюда и другое название книги Апокалипсис – «Откровение Иоанна». Обратите внимание на то, что базовое значение слова – нейтрально. Сам термин не конкретизирует слагаемые содержания откровения. На самом деле речь не идет об откровении, которое принадлежит тайновидцу Иоанну, но исходит от Иисуса Христа: «Откровение (гр.apokalupsis) Иисуса Христа, которое дал Ему Бог» (Апок.1:1). Оно исходит из той сферы, куда человеку, в силу своей ограниченности, невозможно проникнуть.

Апокалипсис как событие. Стоит заметить, что Синодальная версия книги Откровение насчитывает 404 текста, в греческая –405.9 Из них только пятьдесят два текста, а это менее тринадцати процентов содержания всей книги, посвящены описанию катастроф и катаклизмов, носящих как локальный, так и масштабный характер (Апок.6:117; 7:1; 8:512; 16:121; 18:1721). Все это подталкивает к вполне логичному вопросу: так о чем же на самом деле повествует книга Откровение Иоанна?

В подавляющем большинстве эта книга информирует нас о Боге-Отце, о Христе, об Ангелах, а также свидетельствует об их совокупных усилиях по спасению погрязших в грехах жителей Земли (Апок.1:48; 4:211; 5; 6; 8:613; 15:68; 20:9; 21:4). Содержание книги организовано вокруг двух центров – Отца и Сына. Причем последний (Сын) раскрывает доступ к первому (Отцу) посредством собственной смерти как искупительного акта: «и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Апок.1:5,6).

Искупление человека, совершенное Иисусом Христом, представлено главным событием Апокалипсиса. Интересно отметить, что существительное «агнец» (гр.арнион), как титул Иисуса – наиболее часто встречающийся термин,описывающий заслуги Христа в книге Откровение.10 В драме Апокалипсиса образ Агнца в каком-то смысле парадоксален. Он одновременно сочетает в себе величие и славу, жертву и искупление.11 Если объектом первых двух гимнов выступает Отец (Апок.4:8; 4:11), то третий и четвертый фокусируются на Агнце (Апок.5:9, 10 и 5:12)12: «И поют песнь новую, говоря: достоин Ты взять книгу и открыть печати ее, потому что Ты был заклан, и Ты искупил Богу Кровию Своею из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал их царство и священники Богу нашему; и они будут царствовать на земле… которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение».

Французский исследователь П.Прижент отмечает, что в данном случае речь идет о космической литургии, посвященной подвигу Агнца13 и указывающей на Него как на сосредоточие всех действий и прогресс событий.14 Вне всякого сомнения, именно Он – «ось» истории и главное действующее лицо вселенского конфликта, продолжение которого на нашей планете прежде всего обусловлено актом искупления и лишь затем – фактом творения (Апок.13:8). Посредством использования образа Агнца происходит разоблачение «фальшивой истории» и раскрытие «истинной» борьбы между Ним и драконом, т.е. сатаной, или дьяволом (Апок.12:118; 13; 20:15). Эта борьба сокрыта от плотского взора под покровом событий и явлений, а также противостоящих друг другу институций, представленных в Апокалипсисе Иоанна (Апок.17; 18).15 Только Агнец, и никто иной, может рассматриваться началом истории человечества на Земле (Апок.13:8), ее завершением (Апок.17:14) и продолжением (Апок.7:17; 21:27; 22:3). Раскрытие книги с печатями служит веским доказательствам этому (Апок.5:522). Кроме этого, в книге Откровение предлагается не только путь освобождения от греха (Апок.1:56), но и указывается на то, как сохранить себя от влияния, которое чуждо Богу, и от процесса обмирщения – подчинить себя Божьему Духу (Апок.23; 4). Кроме того, каждому живущему на Земле предлагается присоединиться к обществу (церковь), которое усвоило на практическом уровне Божественный взгляд на свое хрупкое существование (Апок.1:20; 7; 11:14; 12; 14:14; 15). Уже сегодня читатель книги приглашен совершить не просто идеологический переход из сферы «смерти» (сатана, зверь, Вавилон, демоны) в область «жизни» (Иисус, Отец, ангелы, спасенные), но изменить вектор духовных устремлений и обрести будущее, в котором не будет греха, смерти и болезни (обновленная Земля, рай, город Новый Иерусалим). В ней неоднократно говорится о том, что Бог любит и заботится о человеке, а не запугивает его (Апок.3:19; 15:3; 21:4).

Учитывая представленные данные, говорить об Апокалипсисе как об «окне» в мир катастроф, воображаемых и реальных ужасов, значит сильно ошибаться. Их следует рассматривать второстепенными признаками вселенского конфликта между Богом и сатаной (Апок.12:17), свидетельствующими о его жесточайшей реальности. Данное противостояние, берущее свое начало в глубине космических просторов еще до появления сотворенной Земли (Апок.12:7,8) и временное начало которого остается неизвестным, скоро достигнет своего апогея (Апок.13:11–18; 14:6–13; 16:1217). К глубочайшему сожалению, именно нашей планете предстояло стать «духовной горизонталью» и так называемым «полем сражения», где противостояние должно обрести свое логическое завершение, когда грех и грешники бесследно исчезнут с лица земли (Апок.20:1415).

Хотелось бы подчеркнуть, что отношение к подвигу Христа, как к главному событию «истинной» истории, определяет не только участь отдельно взятого человека (Апок.56), но и полагается в основание летописи народов. Все это подводит к следующему этапу наших размышлений.

Апокалипсис как время. Было бы ошибкой сводить идею Апокалипсиса лишь к событию. Это также и время, отправной точкой которого считается смерть и воскресение Христа (Апок.1:56, 1920), в которое помещена хроника потомков Адама и Евы. Индийский исследователь Д.Путхусери отмечает, что «время» –это один из наиболее важных мотивов в книге Откровение. Об этом говорит использование различных индикаторов самого времени – дни (Апок.2:13; 9:6; 10:7; 11:6), час (Апок.3:3; 8:1; 11:13; 14:7; 17:12; 18:10, 17, 19), полчаса (Апок.8:1), полвремени (Апок.12:14) и просто общее определение – время (Апок.1:3; 2:21; 6:11; 11:18; 22:10). В Апокалипсисе Иоанна время человека и время Бога не просто сосуществует параллельно друг другу, но тесно переплетаются.16 Бог помещает Свои усилия в так называемое «пророческое время», созданное для человека, которое финализируется Днем Господним (Апок.16:14). В книге Откровение всегда ощущается «напряжение» самого времени: «время близко» (Апок.1:3; 22:10). Его нельзя растрачивать на мирское, на недуховное. Хотя бы частично, но оно стремится к завершению своего предназначения (Апок.21:23). Как отмечает Пельтье, «…конец в Библии – явление не одномоментное, а имеющее временную протяженность и глубину».17

Обобщение всего высказанного следующее: время в Апокалипсисе – это не только обычное, хронологически текущее время и особое состояние (Апок.2:21), но и время Бога, которое является горизонтом для времени человеческого и которого человек не может ни ухватить, ни понять (Апок.3:3), по крайней мере сейчас.

Итак, мы выяснили, что Апокалипсис – это одновременно и событие, и время, с присущей ему глубиной и неоднородностью. Об этом свидетельствуют и другие документы Нового Завета (Лук.2:32; Матф.11:27; Рим.16:25; Ефес.3:3; Гал.2:2). Обитающие на Земле, независимо от национальности, расы, пола, религиозных воззрений и социального положения живут в апокалиптическое время, причастны к смерти Христа в каждодневной рутине нашего бытия, которая проникает в самые глубины человеческого духа и выводит за пределы собственного опыта.

Завершая наше размышление, хочу привести иллюстрацию следующего характера. Представьте себе две автострады: одна хорошего качества, другая – низкого. Та, что худшего качества – это секулярный Апокалипсис, слагаемые которого обсуждались нами выше. Его особенностью является то, что Иисус Христос, как Агнец, исключен как Личность, способствующая формированию духовного облика человека и определяющая его окончательную участь18. Напрашивается вопрос: кому же это выгодно? Я убежден, что это на руку сатане, как противнику Бога и ненавистнику человеческих душ (Апок.12:7). Именно в его интересах запугать и запутать нас, а также изменить направление стрелок нашего духовного компаса от смерти Христа на Голгофе – к второстепенному – катаклизмам и катастрофам. В его планах не позволить человечеству, изгнанному из Эдемского сада в лице Адама и Евы, вернуться к утерянному прошлому и навсегда наслаждаться общением с Богом-Отцом и Иисусом Христом (Апок.22:4). Он стремится к тому, чтобы мы повторили его историю – были отлучены от Бога раз и навсегда (Апок.12:17). И неверное толкование книги Откровение можно признать еще одной его уловкой. Сатане важно «набросить» вуаль таинственности на все то, что Богом уже открыто (гр. apocalupsis). Он создал свой вид Апокалипсиса или же более точно трансформировал уже известный, в котором ни Богу, ни Христу не отводится должного места. Главное – чтобы люди думали о чисто внешней стороне происходящего, не обращая внимания на духовную подоплеку явлений, которыми он их окружил. Но откровение Иисуса прямо противоположно действиям сатаны, оно не только разоблачает его козни, но и сообщает о возможности для человека вернуться в прежнюю систему координат.

В заключение хотелось бы привести слова греческого богослова Стогиану:«Апокалипсис словно возводит нас на некую гору по извилистой спиральной тропинке, которая позволяет нам видеть одновременно лишь часть пройденного пути, но так, чтобы мы не теряли ощущения последовательности нашего движения. При этом книга даёт нам время от времени передышку в восхождении, сосредотачивая наше внимание на вершине, где находится хор, своими песнопениями воодушевляющий путников продолжать свой путь. Цель книги состоит в утешении, чтобы вдохнуть в сердца верующих мужество к продолжению подвига пути, опасность которого превышает собою всё, что может встретиться обычному страннику».19

Дорогой читатель! Бог сегодня призывает тебя откликнуться на Его призыв и разделить с Ним будущее: «И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Апок.22:17).

«Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева –для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» (Апок.22:2-4).

Ссылки и использованная литература

  1. Michaela M. Hansen Zukunftsbewaeltigung als Ausdruck der modernen Apokalypse (PhD thesis, University of Kansas, 1997); Wolfgang LueckelAtomic Apocalypse–Nuclear Fiction’ in German Literature and Culture (PhDthesis, University of Cincinnati, 2010); James Michael Chernobyl apocalypse: A theological case study Christensen PhD thesis, Drew University, 1997).
  2. Время Апокалипсиса в Эсхатос: Философия истории в предчувствии конца истории (Одесса: ФЛП «Фридман А.С.», 2011): 316.
  3. Топ популярных фильмов о зомби http://zerx.tv/tags_film/pro_zombi/
  4. Библейские исследования: У истоков европейской культуры (К: Дух I Лiтера, 2014): 396.
  5. Там же, 394.
  6. История толкования книги см.в Craig R. Koester Revelation: Anchor Bible Yale commentary (Yale University Press, 2014): 2964.
  7. Biguzzi G. Apocalisse: Nuova versione, introduzione e commento (Milano, 2005): 5.
  8. W.Mundle «apokalupto, apokalupsis» NIDNTT v.3 (Grand Rapids, Michigan,1986): 310316.
  9. В 27 издании греческого текста Nestle-Alanda, первая часть Апок.13:1 «и поставлен он на берегу морском», является заключением двенадцатой главы (The Greek New Testament, Stutgard: Deughte Bibelgesellschaft, 1993).
  10. Он встречается двадцать восемь раз в этой книге: 5:6, 8, 12; 6:1, 16; 7:9,10, 14,17; 12:11; 13:8; 14:1(2), 4, 10; 15:3; 17:14(2); 19:7, 9; 21:9, 14, 22, 27; 22:1, 3. И только в одном случае оно не имеет отношения к Нему (13:11). 
  11. Daryl J. Charles Imperial Pretensions and the Throne-Vision of the Lamb: Observations on the Function of Reve-lation 5 Criswell Theological Review 7.1 (1993): 8597. 
  12. Eun-Chul Shin More than conquerors: The conqueror (nikao) motif in the Book of Revelation” (PhD thesis, Pre-toria University, 2006): 182. 
  13. Pierre Prigent The Commentary on the Apocalypse of St. John (Mochr Siebeck, 2001): 253. 
  14. Barbara A. Isbell The past is yet to come: Exodus typology in the Apocalypse(PhD thesis, Southwestern Baptist Theological Seminary, 2013): 137. 
  15. Rebecca Skaggs и Thomas Doyle выделяют тексты, подчеркивающиеспецифичность роли Христа: 5:10; 7:10,17; 13:8; 14:10; 21:27 в Lion/Lamb in Revelation Currents in Biblical Research Vol. 7.3 (2009): 366. 
  16. Johnson Puthussery Days of Man and God’s Day: An Exegetico-Theological Study of hemera in the book of Reve-lation (Tesi Gregoriana, Seria Teologia, 82, Gregorian University Press, Roma, 2002): 271272. 
  17. Библейские исследования: У истоков европейской культуры (К: Дух IЛiтера, 2014): 403. 
  18. Elizabeth Rosen Apocalyptic transformations: The secularization of apocalypse in contemporary fiction and film (PhD thesis, University of London, College London, 2005). 
  19. Цитируется по Иоанну Каравидопулосу Введение в книги Нового Завета(Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2014):323. 

***

Автор – доктор богословия Владимир Лукин
Зображення