1

Задача Медиа Группы “Надія” – дать каждой общине инструменты для евангельского служения

О перспективах цифрового евангелизма, развитии теле и радиовещания рассказывает Виталий Ганулич, заместитель генерального директора Медиа Группы “Надія”

Виталий, первый вопрос о цифровом евангелизме.

То, что началось уже давно, но весной 2020 года получило новую волну продвижения в связи с карантином.

В чем суть версии 2.0 в цифровом служении? Что в данный момент модернизируется, какой подход и какие стратегии по цифровому евангелизму?

Наша задача по цифровому евангелизму – стать инструментом для каждого пастора в деле Евангелия. Мы предлагаем платформу или сайт, где он может быть администратором своей школы Библии онлайн. То что сейчас у нас есть – Школа Библии, она с 1992 года существовала в Украине, в Киеве, как Заочная Библейская школа. Тогда распространяли уроки и собирали учеников, работали с ними централизовано. А теперь каждый пастор может участвовать в этом процессе. И для этого мы создаём на Bible.ua личную страницу пастора, где он использует те уроки, которые мы продолжаем производить и переносим с печатных в онлайн. Пастор, оперируя уроками, привлекает людей с помощью рекламы на свою страницу и там уже непосредственно общается с ними.

Также мы учим его работать в соцсетях. Почему? Потому что Школа Библии, Bible. ua –  это уже конечная цель работы в интернете, но мы понимаем, что сети, такие, как Facebook, YouTube и мессенджеры, такие как Телеграм, Вайбер – это места, где легче всего найти заинтересованных людей. В эти сервисы основатели вложили миллиарды, для того, чтобы собирать информацию, учитывать потребности и интересы людей и там очень легко находить заинтересованных.

Поэтому обучение работе в соцсетях – это тоже цель отдела цифрового евангелизма и, конечно же, маркетинг или искусство рекламы, продвижение вести Евангелия в соцсетях – это такой третий ключевой сектор, в котором мы учим и передаем ресурсы, инструменты для пасторов, для цифрового евангелиста. Сначала, это, конечно же пасторы, они впереди, но впоследствии и пресвитер и любой активный член Церкви – мы будем предлагать им такие инструменты.

И четвертое, – это онлайн евангелизм. Обладая навыками маркетинга или имея в команде таких людей, которые эти процессы понимают, имея постоянно действующую социальную страницу на Facebook, YouTube, имея личную страницу пастора на Bible.ua, – община, и команда вокруг цифрового евангелиста, и пастор с командой – все они могут проводить онлайн евангельские программы. И, таким образом, как мы уже попробовали в первой, весенней волне цифрового евангелизма, мы увидели, что люди откликаются.

Если сравнивать с евангельской программой, которую вживую проводят оффлайн, мы увидели, что не меньше, но в ряде случаев в 2-3 раза больше людей заходило и контактировали с пастором в интернете.

Конечно, в этой стратегии, которой мы учимся, иногда такие онлайн проекты набирают большое количество просмотров, но продолжительность контакта не очень большая, и многие зрители таких программ теряются. Мы тоже над этим работаем, чтобы наладить с ними связь и знакомство.

Как я уже упомянул, производство онлайн уроков на современной платформе, интерактив, опросники, где много иллюстраций – это тоже наша задача, как цифрового евангелизма.

Если суммировать все направления евангелизма в интернете, это:

  • Школа Библии онлайн
  • евангелизм через соцсети
  • онлайн евангельские программы
  • маркетинговые навыки
  • производство уроков

Это все должно стать полезными инструментами для цифрового евангелиста.

Что касается команды для онлайн служения в общине. Мы ведь понимаем, что пастор на себе не будет все “тянуть”: и маркетинг, и соцсети. Ведь только одна соцсеть требует минимум несколько часов в день. Готовить контент, публиковать, отслеживать – это ведь все не на неделю или две, это долгосрочный проект на годы вперёд.

Какое есть видение в обучении членов Церкви? В свое время, в 2000-ых годах, был бум, когда собирали конгрессы на разные темы: субботняя школа, миссионерское служение, литературные евангелисты. Какое сегодня видение, чтобы было обучение членов церкви онлайн служению? Что есть в проекте, в разработке?

Да, это, наверное, будет третьей волной или четвертой. Если мы говорим о волнах цифрового евангелизма, то первая волна, она возникла в период весеннего карантина коронавируса и это было рождение систематического всеукраинского движения в цифровом евангелизме. После этого был создан комитет цифрового евангелизма, официально был создан отдел Медиа Группы в украинском унионе. И отдел Медиа Группы цифрового евангелизма и Школа Библии летом работали над усовершенствованием, о котором шла речь.

Теперь, осенью, идет обучение пасторов на уровне Евро-азиатского дивизиона и онлайн евангелизм с использованием улучшенных инструментов. Дальше будет перерыв, анализ, улучшение, и, точно знаю, что к третьей или четвертой волне мы должны выйти на членов церкви, которые должны стать командой для пасторов, чтобы обеспечить им помощь, потому что это огромнейшая работа, которая занимает много времени, и это наша цель.

Что касается телевидения и радио. Опять же, в связи с активной фазой использования интернета во время весеннего карантина. Есть ли у Медиа Группы какая-то стратегия, в том числе взаимодействия со зрителями, не только в телеэфире, радиоэфире, а в интернете, потому что мы понимаем, что производство телепродукции – это один формат, а интернет продукция – немного другой. Может быть не такие строгие правила в интернете, но зрители требуют отклика, потому что телевидение зачастую воспринимается как одностороннее вещание, а интернет подразумевает взаимодействие с аудиторией. Каким образом взаимодействует с аудиторией Медиа Группа именно на интернет площадках, как это осуществляется?

Изначально стратегия была таковой, что онлайн курсы по изучению Библии интегрируются и становятся продолжением какой-то программы. Когда мы создаем медиапродукцию, мы ориентируемся сразу на какой-то сегмент в миссионерском служении, например, на семьи.

У нас есть программа “2Я – одне життя”. Мы создаём курс консультирования по книге “Добрачное консультирование” и ее рекламируем нашим зрителям. При этом ведущие являются лицами этого курса и приглашаем зрителей на этот курс. Уже там происходит контакт и знакомство со зрителями. Эта стратегия сейчас с помощью цифрового евангелизма только усовершенствовалась и сложно представить, что было бы, если бы у нас не было такого количества пасторов и такой площадки, где каждый пастор мог мониторить и работать лично с учениками. Представим, что мы пригласили на одни курсы 300 человек. Как в Медиа Группе мы могли бы обработать эти заявки, когда подписываются 300 человек в день на подобные курсы? Мы не можем эффективно их обработать. Теперь же пастор берет наш курс, наш бренд, известный благодаря Кириллу и Светлане Андреевым –  “2Я – одне життя”, он берет этот курс, рекламирует у себя в городе через таргетинг и к нему подписываются не 300 человек со всей Украины, а 20 человек только из этого города за неделю, за полторы. Он их набирает и больше рекламу не делает, так как ему достаточно, чтобы с этими людьми проходить обучение, например, три месяца или полгода, сколько он запланирует. Поэтому наша телепродукция через телевидение продолжает быть актуальной, если есть вот это продолжение, этот замкнутый цикл. И мы к нему шли и пришли в таком формате, потому что стратегия была такой изначально и она усовершенствовалась.

Несколько слов по теме радио, точнее по FM вещанию. В последнее время “Голос Надії” заходит на FM волны. Какой сейчас результат того, что было проделано по тем городам, где началось FM вещание? Есть какое-то взаимодействие с аудиторией, как вы вообще отслеживаете параметры – рейтинг и отклик в этих городах?

Я хочу напомнить, что радио, в таком современном варианте, как оно есть сейчас: круглосуточное вещание, вещание на FM станциях, ему полных три года, даже три с половиной. Мы начали развиваться в 2015 году, в 2016 вышли на круглосуточное вещание, купили FM станции. За эти три года сделана огромнейшая работа по налаживанию процесса вещания, все нюансы технического и юридического характера. Процесс развития радио в Украине не закончен. Целью нашей является, хотя бы промежуточной целью, – выход на крупный областной город. Конечная цель – на всю Украину, чтоб стать таким же, как телеканал “Надія”, который вещает на всю страну. Этого пока еще не произошло, мы вещаем только на 13 станциях районного уровня. Если мы хотя бы выйдем на одну станцию областного уровня – мы достигнем первого шага этой стратегической цели и если мы покроем хотя бы половину областей – это будет наша конечная цель. В связи с этим, если говорить о результатах, они, конечно же, скромные, потому что 13 районов покрывают незначительное число общего процента жителей Украины и становление радио не закончено.

Вместе с тем, наша стратегия сейчас в том, чтобы создавать мотивационно-познавательный контент. На данный момент мы – музыкальное радио, с элементами образовательных программ, которые несут такой аналитический, разговорный жанр. Там примерно 10 процентов. Мы хотим выйти на 50-60 процентов, это наша стратегическая цель, если мы выйдем на такой уровень и будем мотивационно-образовательным радио, мы достигнем полной интеграции с нашими предыдущими направлениями – цифрового евангелизма и телевидения –  и достигнем своего слушателя. Потому что слушатели радио – они уникальны тем, что проводят очень много времени, слушая радио, когда едут на работу, или на своем рабочем месте, как фон.

Фактически, аудитория радио очень уникальна, это рабочие люди. Телевизор смотрят, чтобы отдохнуть, дома, а радио слушают, когда едут на работу или когда работают.

Можно ли тогда сказать, что это более требовательная аудитория, потому что если будут улавливать повторы, то быстро потеряют интерес?

Понимаете, в мире есть аналоги, есть мотивационное и познавательное радио. А вот в Украине таких радиостанций, среди популярных, не очень много.

Очень сложно оценить степень актуальности, но мы работаем над этим, хотим такими стать, потому что понимаем что конкурировать с музыкой мы не сможем, светскую, псевдохристианскую, мы тоже не можем транслировать, то есть, в секторе музыкальном у нас нет огромных перспектив, а вот если мы будем создавать обучающий мотивационный контент, тут можно найти своего слушателя и стать уникальным.

Конечно, это большой пласт, требует многих ресурсов и много времени на реализацию этого плана. Что касается охвата телевидением в кабельных сетях: сколько операторов, какие города и какое число населения охвачено через кабельные сети?

По количеству зрителей в кабельных сетях мы оцениваем потенциал. Кабельные сети не предоставляют точную информацию по абонентам. Но мы присутствуем в Киеве, Днепре, Харькове, Виннице, Полтаве, Запорожье, Кропивницком, Краматорске, Луцке, Львове, Ровно, Сумах, Тернополе, Херсоне, Хмельницком, Черновцах, Черкассах. Телеканал также транслируется в Южноукраинске, Трускавце, Жмеринке, Кременчуге, Умани, Изюме и нескольких районных центрах.

Насколько я знаю, некоторые операторы отказываются транслировать, в частности, в Мариуполе с нового года прекратили вещание некоторые операторы. Аргументировали тем, что телеканал не рейтинговый, поэтому убираем его из перечня каналов. Какова вообще динамика: больше тех, кто отказывается или больше тех, кто заинтересован в сотрудничестве. Каковы последние тенденции?

Есть говорить о кабельных сетях, мы хотим достигнуть взаимодействия с общиной. Потому что присутствие или отсутствие нас в локальной кабельной сети зависит во многом от инициативности местного населения. И у нас сейчас разрабатывается стратегия работы с местной общиной Если мы этого достигнем, то пасторы на местах, точнее, сами адвентисты будут определять присутствие или отсутствие нас в кабельных сетях. Например, вы сказали о Мариуполе, вам ответили, что канал низкорейтинговый, а нам сказали, что мы поднимаем цены. Если раньше стоило три тысячи гривен в месяц, то теперь будет стоить семь тысяч в месяц. И за год это 84 тысяч гривен. Готовы вы на это пойти или нет? Мы сказали, что не готовы, в связи с финансовым положением. Просто финансовое положение не позволяло нам профинансировать присутствие в Мариуполе, поэтому мы отказались. Если рассудить в целом, 84 тысячи гривен в год для города Мариуполя, чтобы весть ежедневно звучала на ТВ, много это или мало? Это бюджет крупной евангельской программы, но не очень дорого для такого города. То есть, все зависит от того, насколько местная община понимает значимость трансляции телеканала. Местные общины или конференции участвуют примерно наполовину в бюджете по кабельным сетям, то есть, если мы, как телеканал, платим определенную сумму денег, то половину оплачивает церковь – общины и конференции.

Но когда стоимость повышают вдвое – на такие повышения у нас уже нет средств. Фактически из-за того, что трансляция телеканала централизована, присутствие в региональных кабельных сетях не всегда удается обосновать, потому что нас мало знают и мы – в столице, а кабельные сети в регионах, поэтому нам повышают расценки. А если бы на местах, на локальном уровне были хорошие отношения: Церковь и кабельные сети, то тогда бы, возможно, не повысили. Тут вопрос больше осознания местной общиной миссионерской эффективности присутствия телеканала в кабельных сетях.

То есть, община должна понимать, что это инструмент, который она может использовать, в том числе для возвещения Евангелия, если будет тоже в этом участвовать. Это своего рода децентрализация в миссионерском служении, чтобы всё из центра “спускалось” на места, чтобы люди на местах определяли, надо это им или нет, и готовы ли они в этом поучаствовать.

Да, иначе наше присутствие на месте тяжело осуществить. У нас около 200 кабельных операторов: 20-30 крупных и сотня мелких. Не так просто, чтобы эффективно взаимодействовать, поэтому мы полагаемся на договор, а они в конце года могут в одностороннем порядке его разорвать. А у нас бюджет, мы же не коммерческая организация мы не можем взять откуда-то эти плюс 50 тысяч в год.

Виталий, благодарю за общение.

В завершение для зрителей телеканала и читателей сайта – несколько слов в качестве пожелания. Чем зрители и пользователи соцсетей могут посодействовать в служении обществу через масс-медиа?

Я убежден, и хотел бы эту убежденность передать, что мы нуждаемся в этих средствах коммуникации (ТВ, радио), средствах передачи вести Божьей. Если вы спросите людей, которые за последние три года присоединились к церкви, то я уверен, вы найдете след и влияние теле- и радио служения в их обращении к Богу.

Поэтому верьте в это, пользуйтесь нашим инструментом для возвещения Евангелия в своей местности, используйте наши передачи, с тем, чтобы обратить внимание людей. Скажем так: “пользуйтесь нашим служением!”.

Беседовал Валентин Загреба