Апокалиптические мифы во время COVID-19

Апокалиптические мифы во время COVID-19

Времена глобальных катастроф, таких как нынешняя пандемия COVID-19, являются плодородной почвой для апокалиптических домыслов и мифов. Прежде чем говорить об эсхатологическом значении коронавируса, необходимо помнить, что на протяжении всей истории человечества его сопровождало множество эпидемий и пандемий. В 430 г. до н.э. в Афинах разразилась смертельная эпидемия заболевания, которое ученые считают тифом. Она началась во время Пелопонесской войны и продлилась три года, унеся жизни 75-100 тысяч человек, примерно четверти населения города.1 Пока болезнь опустошала город, афиняне предались необузданному удовлетворению своих плотских инстинктов. Видя, как исчезают люди всех сословий, «они рассуждали, что то же самое происходит и с добродетелью и пороком и… никто не ожидал, что выживет и будет призван к ответу и наказанию за свои злодеяния».2

В 541 году н.э. византийский мир поразила болезнь, считающаяся первой глобальной эпидемией или пандемией. Известная как Юстинианова чума, она была вызвана бактерией Yersinia pestis и унесла жизни нескольких миллионов человек.3 Пандемия привела к росту эсхатологических ожиданий, поскольку люди считали, что шестая тысяча лет от сотворения мира должна закончится где-то между 492 и 508 годами. Соответственно, многие считали чуму предвестником пришествия Иисуса и страшного суда.4

В 1340-х Юстинианова чума вновь подняла свою уродливую голову, но в этот раз под новым названием — Черная смерть. Ничего подобного прежде не случалось; чума поразила Европу с бежалостной яростью, уничтожив треть ее популяции и стирая с карты целые города.5 Кто-то опять увидел в эпидемии проявление Божьего суда над грешниками и «предвестие конца света».6

В 1918 году появился вирус испанского гриппа, который убил больше человек, чем какая-либо другая вспышка инфекции в истории человечества. Хотя Черная смерть в четырнадцатом веке уничтожила гораздо больший процент населения, в численном выражении испанка унесла больше жизней, чем чума, и даже больше, чем СПИД сегодня. Эпидемиологи считают, что она «убила не менее пятидесяти миллионов человек по всему миру, а возможно и до ста миллионов человек».7 Неудивительно, что эпидемия испанки также вызвала религиозное помешательство, действуя как «опытная повитуха профетизма и эсхатологических верований«.8

Можно назвать и другие эпидемии, но в данной статье достаточно упомянуть два момента. С одной стороны, мы видим, что ничего уникального в борьбе человечества с коронавирусом нет. На самом деле, люди находятся под прицелом микроскопических врагов с момента появления греха. С другой стороны, подобно другим серьезным кризисам, таким как война, пандемии могут вызывать религиозное помешательство, и даже в пост-просветительском мире некоторые люди остаются уязвимыми для апокалиптических домыслов. Поэтому COVID-19 лучше воспринимать не как эсхатологическое начало последних событий в истории человечества, а как проявление разрушительного влияния греха на этот мир.

К сожалению, отрицательным побочным эффектом коронавируса стала возросшая популярность сенсационных толкований библейской эсхатологии. Одним из таких случаев являются идеи, отстаиваемые Вальтером Файтом, южноафриканским зоологом и адвентистским автором, осуществляющим служение в рамках видеопроекта Удивительные открытия (Amazing Discoveries).9 Чтобы доказать, что конец света близок, Файт строит эсхатологический сценарий, проводя параллели между нынешними событиями и цитатами из трудов Эллен Уайт и Библии. Чтобы подкрепить свою весть о приближающемся конце света, с изобретательностью писателя-фантаста Файт соединяет воедино теории заговора, сплетая их с идиосинкретическим пониманием адвентистской идеологии. В принципе, нет никакой проблемы в том, чтобы провозглашать скорое пришествие Иисуса Христа; это остается жизненно важным компонентом евангельской вести и благословенной надеждой церкви. Проблема заключается в том, что доводы Файта состоят из: 1) состряпанных им теорий заговора, основанных на новостных заголовках, и 2) определении временных рамок конца света.10 Следующая критика направленна именно на эти два аспекта теории Файта, и она не должна восприниматься как оценка его личности, христианского опыта или мотивов.

Теории заговора

В своем представлении Файт на словах поддерживает историческую позицию, но кажется более заинтересованным в домыслах относительно связи между нынешними событиями и библейскими пророчествами. Хотя Файт и признает тот факт, что Иисус связывал «мерзость запустения» с разрушением Иерусалима римлянами в 70 г. н.э., он связывает эту мерзость запустения с будущим появлением закона о воскресном дне. Таким образом, он упускает историческую точку зрения, связывавшую мерзость запустения с действиями папского Рима и преследованием народа Божьего в течение 1260 лет, упомянутых в книгах Даниила и Откровение.11 Ирония в том, что толкование Файта намного ближе к футуристическому, чем к историческому пониманию апокалиптических пророчеств.

Чтобы этот пророческий сценарий выглядел достоверным, Файт утверждает, что президент США Дональд Трамп, вице-президент Майк Пенс и директор Национального института аллергических и инфекционных заболеваний Энтони Фаучи являются частью иезуитского заговора, цель которого — восстановить власть римско-католической церкви над всем миром. Что все трое в настоящий момент усиливают ограничения, связанные с COVID-19, и это знак того, что последние события в человеческой истории уже начались. Но на каком основании Файт делает такие заявления? Для Файта это кажется очевидным: все эти три чиновника учились в иезуитских школах, и, следовательно, должны являться участниками иезуитской стратегии восстановления былой славы римского католицизма. Действительно, Трамп и Фаучи учились в иезуитских школах, а Майк Пейнс вырос в католической семье.12 Но утверждение, что эти факторы делают их частью большого римско-католического плана по восстановлению былой власти, не выдерживает никакой критики.

Таким же образом Файт понимает назначение Уильяма Барра (католика) на пост главного прокурора США как еще один шаг в манипуляциях католической церкви. Согласно Файту, Барр предположительно восстановил смертную казнь; поскольку второй зверь в Откровении (США) использует смертную казнь, Файт понимает назначение Барра как исполнение пророчества. Действительно, Барр восстановил смертную казнь для «приведения в исполнение приговора пяти заключенных, осужденных за убийство… детей и стариков».13 Но мысль о том, что действия Барра связаны с пророчеством в 13-й главе Откровения не может считаться достоверной. В соответствии с этой логикой Файт также рассматривает назначение Бретта Кавано — который также оказался католиком — в Верховный Суд еще одним элементом этой широкой сети иезуитской/католической стратегии по восстановлению католицизма.

В соответствии со своей теорией о влиянии католицизма Файт упоминает Джона Генри Ньюмена (1801-1890 гг.), англиканского священника, обращенного в католицизм и впоследствии ставшего кардиналом.14 Файт утверждает, что обращение Ньюмена разрушило протестантизм в Англии. Такое утверждение кажется преувеличением исторического значения обращения Ньюмена.15 Кроме того, с богословской точки зрения утверждение Файта преуменьшает важность близкого сходства между англиканством и католицизмом.

В этом же контексте Файт говорит о канонизации Ньюмена Папой Римским Бенедиктом XVI, указывая информацию, которую нельзя подтвердить какими-либо надежными источниками. К примеру, Файт утверждает, что Папа Римский велел выкопать останки кардинала, держал истлевшие кости Ньюмена в своих руках и повелел рассеять эти кости по всей земле для поклонения. Расследование показало, что описание Фейта не соответствует исторической действительности. Ватикан действительно решил переместить останки кардинала из могилы на маленьком кладбище близ Реднала в мраморный саркофаг в Бирмингемском оратории, в общину, основанную Ньюменом. Однако, когда могилу вскрыли, то в ней

«тело Ньюмена таинственным образом отсутствовало, осталась лишь небольшая часть разнообразных материалов — «медных, деревянных артефактов и ткани». С точки зрения судебной медицины, пустая могила не была чем-то неожиданным: по мнению медиков, присутствовавших при эксгумации, влажная глина, характерная для этих мест, совместно с перегноем, которым, по настоянию кардинала, был покрыт его гроб, создали идеальные условия для ускоренного и полного разложения тела«.16

Учитывая вымышленное описание Файтом ситуации с костями Ньюмена, возникает вопрос, какая часть доводов Файта строится на бурном воображении, а какая — на серьезном исследовании. Если считать описание Файтом того, как Папа Римский держит кости Ньюмена, показателем его уважения к фактам, можно представить себе, сколько пророческих предсказаний Файта соответствует тем же стандартам? К сожалению, многие из проведенных Файтом параллелей между нынешними событиями и исполнением пророчеств стали плодами пустого воображения, а не серьезного изучения библейских текстов и исторических источников. Для Файта присутствие католиков в правительстве и Верховном Суде США указывает на заговор римско-католической церкви. Но как же насчет присутствия там протестантов, евангелистов, мормонов и просто неверующих людей, которые наверняка по количеству превосходят католиков? Более того, может ли ученая степень, полученная в католическом учебном заведении, превратить человека в агента иезуитов? Для Файта ответ однозначно положительный.

Файт утверждает, что не распространяет теории заговора, но его доводы говорят об обратном. Он видит исполнение пророчеств не только в США, как показано выше, но и в движениях вокруг исламских лидеров, ортодоксальных раввинов, премьер-министра Израиля, турецкого президента и главы России Владимира Путина. Он также упоминает нашествие саранчи в Африке и предполагаемое прибытие американских солдат в Европу как часть широкой сети происшествий, указывающих на неизбежное развитие эсхатологических событий. С ловкостью фокусника Файт встраивает все факты в лоскутный узор эсхатологических мифов. Однако, за эсхатологическими выдумками Файта кроется еще бóльшая проблема: его склонность помещать события в эсхатологическую временную шкалу, к которой мы теперь и переходим.

Временные рамки

Различая жесткие временные рамки (точные даты) и гибкие временные рамки (примерные даты), Файт, кажется, предпочитает последние. Но как может он говорить о гибких временных рамках в свете таких библейских текстов, как «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:35)?17 Файт заявляет, что этот текст исключает даже самого Иисуса, что, конечно же, неверно, поскольку Иисус един с Отцом. Файт, очевидно, игнорирует обычное объяснение, что

«земной человек, Христос добровольно ограничил Свое знание и силу до человеческих, чтобы Его безупречная жизнь могла быть примером того, как мы должны жить, и чтобы Его служение было образцом для подражания для нас, руководимых теми же божественными наставлениями, что и Он (см. Лк. 2:25).18

Вместо этого он обращается к брошюре Джеймса Уайта, озаглавленной «Второе пришествие», согласно которой слово «знает» должно переводиться как «сделает известным». Из этого следует, что другие могут знать дату, но лишь Отец имеет право «сделать ее известной». Файт ссылается на 1 Кор. 2:2, где глагол «знать», возможно, также может читаться как «сообщить», «дать знать»: «Ибо я рассудил быть у вас не знающим [провозглашающим] ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого». Проблема такого толкования заключается в том, что он упускает из виду контекст и непосредственную коммуникативную роль предложения, в котором используется глагол. Нельзя просто взять значение одного слова в тексте и заявить, что это же слово имеет такое же значение в другом тексте, не обращая внимания на контекст. Хотя признаки Второго пришествия, изложенные в Библии, могут однозначно дать понять верующему, что конец света приближается, Файт говорит об уровне точности, которого нельзя достичь посредством библейских текстов.

К примеру, Файт пытается обосновать свои «гибкие временные рамки» цитатами из Эллен Уайт, согласно которым земля находилась под властью греха около шести тысяч лет. В качестве подкрепления этому тезису Файт берет цитату Э. Уайт, в которой говорится, что Иисус был крещен через четыре тысячи лет после грехопадения Адама:

«Христос в пустыне искушения встал на место Адама, чтобы вынести испытание, которое тот не выдержал. Здесь Христос одержал победу за грешника через четыре тысячи лет после того, как Адам отвернулся от света. Люди, лишенные присутствия Божьего, с каждым последующим поколением все дальше и дальше уходили от первоначальной чистоты, мудрости и знания, которыми обладал Адам в Едеме. Христос понес грехи и пороки рода человеческого, которые существовали в то время, когда Он пришел на землю, чтобы помочь людям. Встав на место человека, облекшись в немощи падшего человечества, Он должен был выстоять перед искушениями сатаны во всем, в чем искушается человек«.19

Следовательно, крещение Иисуса в 27 году н.э. обозначает начало последних двух тысяч лет земной истории. Если это так, то 2027 год ознаменует окончание шести тысяч лет истории земли. Но, прежде чем прийти к заключению, что Иисус придет в 2027 году, Файт быстро отмечает, что «шесть тысяч лет», в течение которых «сатана пытался сохранить власть над землей«20, должны также включать в себя краткое время, которое будет у сатаны чтобы собрать войска для последней битвы против Господа. Конечно, хотя мы не знаем, сколько времени потребуется для этого сатане, но из шести тысяч лет необходимо отнять некий промежуток времени, что означает, что Иисус может прийти в любой момент до 2027 года21. Файт утверждает, что он не устанавливает время второго пришествия Иисуса, но в то же самое время заявляет, что мы живем последние недели земной истории, которая завершится в 2027 году. По его утверждениям, этот вывод он сделал на основании Духа Пророчества, но смешав цитаты Эллен Уайт с библейскими текстами без должного внимания к контексту и толкуя их буквально, он указывает срок, до которого должно произойти второе пришествие. Разве это не значит устанавливать сроки?

Файт не считается с тем фактом, что «четыре тысячи лет после того, как Адам отвернулся от света» может быть лишь круглым числом без какого-либо намерения указать на точный отрезок времени между грехопадением Адама и крещением Иисуса. И действительно, Эллен Уайт говорит, что когда дьявол искушал Иисуса, грех свирепствовал в мире «более четырех тысяч лет».22 Важно отметить, что в другом тексте Эллен Уайт говорит, что с тех пор, как сатана победил наших прародителей, прошло «более шести тысяч лет».23 Таким образом, кажется ясным, что такие хронологические индикаторы в Духе Пророчества являются примерными, а не точными указаниями на временные периоды.24

Примечательно также, что ни Эллен Уайт, ни другие пионеры адвентизма не толковали такие фразы как шесть тысяч лет или четыре тысячи лет с хронологической точностью, которую им приписывает Файт. Чтобы прийти к такому выводу, Файт соединил целый ряд цитат Эллен Уайт и Библии без учета их контекста. Таким образом он упустил несколько важных высказываний самой Эллен Уайт, в которых она призывает церковь держаться подальше от определения каких-либо сроков. Следующие высказывания наглядно показывают ее позицию по этому вопросу:

«Истинная весть не устанавливает точное время, когда Христос придет или не придет. Бог никому не дает полномочий говорить, что Христос откладывает Свое пришествие на пять, десять или двадцать лет. «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Матфея 24:44). Это наша весть, та самая весть, которую возвещают три ангела, летящие посредине неба. Сейчас нужно проповедовать эту последнюю весть милости падшему миру».25

«Многие адвентисты полагают: отсутствие веры в то, что Господь явится в такое-то время, свидетельствует об их нерадивости в деле приготовления. Но поскольку их пробуждающиеся надежды всякий раз терпят крах, их вера подвергается таким ударам, что они не в состоянии больше воспринимать великие истины пророчества… Неоднократные попытки определить новые даты начала и конца этих пророческих периодов и не выдерживающие критики доказательства, которые необходимы для подтверждения таких вычислений, не только отвращают людей от настоящей истины, но и вызывают скептическое отношение ко всем попыткам объяснить пророчества. Чем чаще устанавливаются конкретные сроки Второго пришествия и чем шире они проповедуются, тем более это соответствует намерениям сатаны».26

«Я прямо сказала этим людям на лагерном собрании в Джексоне о том, что они выполняют работу врага Божьего и пребывают во тьме. Но они утверждают, будто им дан великий свет и что время испытания закончится в октябре 1884 года. Я публично заявила, что Богу угодно было показать мне, что в вести, посланной Господом после 1844 года, нет никакого точного указания времени«.27

«Наша позиция заключается в том, чтобы ожидать и бодрствовать, а не провозглашать о том, как долго продлится промежуток времени, находящийся между временем окончания пророческого периода в 1844 году и временем пришествия нашего Господа. — Изданные рукописи, т. 10, c. [270]».28

«Люди больше не получат другой вести об определенном времени. После этого периода времени (см. Откровение 10:4–6), длящегося с 1842 до 1844 года, невозможно установить конкретное пророческое время. Самый большой период завершился осенью 1844 года«.29

Приведенные выше цитаты ясно показывают, что Эллен Уайт не поддерживала домыслов о времени прихода Иисуса или конца света. Действительно, она предостерегает нас от таких предположений на основании того, что они «отвращают людей от настоящей истины» и соответствуют «намерениям сатаны».

Заключение

Многие сердца открываются Евангелию во времена кризиса, когда люди все больше осознают свою ограниченность и хрупкость человеческого и общественного положения. Однако такую духовную жажду нельзя утолить сенсационными предсказаниями, теориями заговора или определением временных рамок конца света. Толкование Слова Божьего должно основываться на истине, а не на ложных ожиданиях, порожденных апокалиптической фантастикой. На самом деле, идиосинкразические интерпретации пророчеств о конце времен служат только для того, чтобы разжечь эмоциональное возбуждение и опорочить послание Церкви о конце времени.

Наша проповедь должна быть сосредоточена на Иисусе Христе — Его любви и заботе о страдающем мире, о прощении и восстановлении, которые Он предлагает всем. Конечно же, наша весть включает в себя провозглашение скорого пришествия Иисуса Христа. Нет ничего плохого в том, чтобы проповедовать о знамениях конца. Сам Иисус, когда Его спросили о признаках Его скорого пришествия, рассказал ученикам о войнах «гладе, морах и землетрясениях» (Мф 24:7; параллельные тексты Мк. 13:8; Лк. 21:11). Но весть последнего времени должна основываться на Слове Божьем, а не на новостных заголовках или спекулятивном понимании текущих событий.

Примечательно, что когда ученики спросили Иисуса о времени Его пришествия, Он сказал им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:7). Затем Он пообещал: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалим и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1:8). Когда ученики хотели узнать сроки, Иисус обратил их внимание на дар Духа и проповедь Евангелия.

Поэтому сейчас, когда пандемия COVID-19 охватила весь мир, наше внимание должно быть сосредоточено на более глубокой личной приверженности Иисусу, чтобы мы могли принять сострадание Христа к миру, полному нужды и горя. Силой Духа Святого мы можем стать действенными свидетелями Иисуса и таким образом наслаждаться привилегией быть частью самого очевидного знамения того, что Иисус скоро придет: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам: и тогда придет конец» (Мф 24:14).

Элиас Бразил де Соуза, директор Института библейских исследований

1 Robert J. Littman, «The Plague of Athens: Epidemiology and Paleopathology,» Mount Sinai Journal of Medicine 76 (2009): 456–467. В Mark Welford, Geographies of Plague Pandemics: The Spatial-Temporal Behavior of Plague to the Modern Day, Geographies of Health, ed. Allison Williams and Susan Elliott (London: Routledge, 2018), 14, говорится: «Первая волна пандемии в Афинах произошла в мае 430 г. до н.э., вскоре после того, как спартанская армия осадила Афины. Затем эпидемия разразилась летом 428 года и зимой 427-426 гг. (Morens and Littman 1992). Население Афин в начале мая 430 г. разрослось до 400 000 человек, когда перед приходом спартанской армии беженцы наводнили город, тогда как собственное население Афин было около 155 000 человек. (Rostovcev 1941; Morens and Littman 1992). Фукидид предполагает, что эпидемия продлилась 4-5 лет, со вторым пиком летом 428 года (Morens and Littman 1992)».

2 Thucydides, History of the Peloponnesian War 2.53.1–4, trans. Charles Forster Smith, History of the Peloponnesian War, vol. 1, Books I and II, Loeb Classical Library (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1919), 353–355.

3 Как отмечается в Dan Carlin, «A Pandemic Prologue?,» гл. 6 в The End Is Always Near: Apocalyptic Moments, From the Bronze Age Collapse to Nuclear Near Misses (New York: HarperCollins, 2019), по оценкам некоторых ученых Юстинианова чума убила сто миллионов человек, однако сейчас это число считают слишком завышенным. Но каким бы ни было количество погибших, «оно было лишь предвестником Черной смерти Средних Веков, и причина у обеих эпидемий была одна — чума, распространяемая блохами, живущими на крысах. Это была ужасная смерть».

4 Lester K. Little, ed., Plague and the End of Antiquity: The Pandemic of 541–750 (Cambridge: Cambridge University Press, 2007), 109.

5 Welford, 73; и Carlin.

6 Gregg R. Allison, Historical Theology: An Introduction to Christian Doctrine (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2011), 689.

7 John M. Barry, «Prologue,» in The Great Influenza: The Epic Story of the Deadliest Plague in History (New York: Penguin, 2005).

8 David Killingray, «A New ‘Imperial Disease’: The Influenza Pandemic of 1918–9 and its Impact on the British Empire,» Caribbean Quarterly 49, no. 4 (2003): 30–49.

9 См. Wikipedia, «Walter Veith,» последняя редакция 4 июня 2020, https://en.wiki-pedia.org/wiki/Walter_Veith (доступ 7 июня 2020).

10 Аргументы, приведенные для статьи, взяты из Walter Veith and Martin Smith, Amazing Discoveries Africa, «Is This The End? (2 Hour In Depth Study) — What’s Up Prof? 8,» YouTube, 23 апреля 2020, https://www.youtube.com/watch?v=v6h4H1DHQzc&t=6080s (accessed June 7, 2020).

11 Как объясняет Френсис Д. Никол в The Seventh-Day Adventist Bible Commentary, vol. 7 (Washington, DC: Review and Herald, 1980), 809, «этот период в 1260 дней несколько раз упоминается в Книге пророка Даниила и в Откровении. Как 1260 дней они упоминаются в Откр. 11:3; 12:6; как 42 месяца — в Откр. 11:2; 13:5, а как 3,5 года — в Дан. 7:25; 12:7; Откр. 12:14. Как был вычислен этот период, см. Дан. 7:25. Адвентисты в целом относят этот период ко времени с 538 г. до 1798 г. н.э. В этот период рука Божья была над церковью, сохраняя ее от уничтожения».

12 Поиск в Google показывает, что он действительно вырос в католической семье, но учился в Колледже Хановер (бакалавр, 1981 г.), связанном с пресвитерианской церковью. Затем Пейнс получил юридическое образование в Университете Индианы в 1986 году. Любопытно, что ни один из этих университетов не замечен в связи с иезуитами. Пейнс, хоть и вырос в католической семье, «присоединился к евангельской мега-церкви, Церкви евангельских христиан «Благодать» в 2013 г., Пейнс сказал, что его семья «вроде как искала церковь». Он описывал себя как «христианин, консервативный и республиканец, в таком порядке», и как «рожденный свыше, евангелик». См. Wikipedia, «Mike Pence,» последнее изменение от 7 июня 2020 г. https://en.wikipedia.org/wiki/Mike_Pence (доступ 7 июня 2020 г.)

13 United States Department of Justice, «Federal Government to Resume Capital Punishment After Nearly Two Decade Lapse,» July 25, 2019, https://www.justice.gov/opa/pr/federal-government-resume-capital-punishment-after-nearly-two-decade-lapse (доступ 7 июня 2020 г.).

14 См. F. X. Connolly, «Newman, John Henry,» в The New Catholic Encyclopedia, ed. Berard L. Marthaler et al., vol. 5 (Detroit, MI: Thomson and Gale, 2002), 331–340.

15 Вероятнее всего, протестантизм (или христианство в более широком смысле) почти привели к гибели в Великобритании две мировые войны двадцатого века. Как пишет Питер Хитченс в The Rage Against God (London: Continuum, 2000), 56–57, «до 1914 года церкви были полны, после 1919 г. наполовину пусты, а после 1945 г. заполнены лишь на четверть. И я бы добавил, что эти войны не уничтожили христианство, но уничтожили дух этой страны».

16 Justin Coyle, «Newman’s Bones,» First Things, September 30, 2014, https://www.firstthings.com/web-exclusives/2014/09/newmans-bones (accessed June 11, 2020).

17 Все библейские цитаты приводятся по Синодальному переводу Библии.

18 Nichol, 5:503–504.

19 Эллен Уайт, Избранные вести, т.1, с. 267.

20 Эллен Уайт, Патриархи и пророки, с. 342.

21 Развернутую критику недавних домыслов о близости пришествия Иисуса и дате 2017 г. см. Laurence Turner, «Blessed Hope or Blessed Calculation?,» TED News Network, https://ted.adventist.org/news/1708-blessed-hope-or-blessed-calculation (доступ 7 июня 2020). Подробный ответ (на немецком с английскими субтитрами) на предложенную Файтом Космическую неделю и его доводы о том, что Иисус может вернуться в 2017 г. см. видеоролик, выпущенный преподавателями семинарии Богенхофен, Австрия: «2027 — Ende der Welt? Hat Walter Veith RECHT!?,» YouTube, 29 мая 2020 г., https://youtu.be/zoNPgVmuVXw (доступ 7 июня 2020 г.).

22 Эллен Уайт, Избранные вести, с. 133.

23 Ellen G. White, Historical Sketches of the Foreign Missions of the Seventh-Day Adventists (Basle: Imprimerie Polyglotte, 1886), 133.

24 Хотя недвусмысленное свидетельство Библии и Духа пророчества указывают на недавнее шестидневное творение, любая попытка указать точную дату творения или грехопадения сталкивается с непреодолимыми препятствиями, учитывая сложность библейского родословия. Полезные исследования по этому вопросу см. в Gerhard F. Hasel, «The Meaning of the Chronogenealogies of Genesis 5 and 11,» Origins 7, no 2 (1980): 53–70; Colin L. House, «The Successive, Corresponding Epochal Arrangement of the ‘Chronogenealogies’ of Genesis 5 and 11B in the Three Textual Traditions LXXA, SP, and MT» (PhD diss., Andrews University, 1988); и Warren H. Johns, «Ellen G. White and Biblical Chronology,» Ministry, April 1984, 20–23.

25 Эллен Уайт, Избранные вести, т. 2, с. 113-114.

26 Эллен Уайт, Великая борьба, с. 456.

27 Эллен Уайт, Избранные вести, т.2, с. 73, курсив добавлен автором статьи.

28 Эллен Уайт, События последних дней, с. 36.

29 Там же.

По материалам бюллетеня Института библейских исследований

Источник: logosinfo.org 

image_pdfimage_print
close
Підпишіться та приєднайтеся до 94 інших підписників.