К вопросу о 144 000

К вопросу о 144 000

Различные взгляды

История пророческой интерпретации представляет собой весьма извилистый путь. Однако нет более сложного и запутанного пути, чем путь, ведущий к интерпретации 144 000, описываемых в главах 7 и 14 книги Откровение1.

Так, диспенсационалисты считают, что 144 000 представляют собой евреев, которые обратятся в христианство после тайного восхищения2. Данный взгляд является, пожалуй, самым популярным среди консервативных христиан сегодня.

Евангельские христиане, не отождествляющие себя с диспенсационалистами, придерживаются различных взглядов. Один из наиболее известных современных евангеликов, ныне покойный Джордж Элдон Лэдд из богословской семинарии Фуллера, полагал, что 144 000 представляют собой церковь непосредственно перед великой скорбью, а «великое множество» (также упомянутое в главе 7) представляет ту же церковь после времени скорби.

Среди либералов не так много тех, кто воспринимает книгу Откровение достаточно серьезно, чтобы исследовать ее в деталях. Те же немногие обычно придерживаются претеристской позиции. Они считают, что содержание книги относится к событиям, происходившим в первом столетии. По их мнению, 144 000 — это иудеи, которые, как надеялся Иоанн, должны будут присоединиться к церкви в те дни3.
Многочисленные секты акцентируют свое внимание на 144 000. Наиболее распространенное представление среди них: «144 000 — это мы, а вы — это Вавилон».

Адвентистская интерпретация 144 000 началась с полемики. На одной из встреч вскоре после Великого разочарования некто «брат Арнольд» взволновал присутствующих заявлением о том, что 144 000 — это все те, кто воскрес со Христом во время Его воскресения4.

Другой брат настаивал на том, что это количество детей, которых убил в Вифлееме Ирод5, третий считал, что это число все же имеет какое-то отношение к христианам из иудеев в первом столетии.

Некоторое время спустя после этой первоначальной мешанины взглядов среди тех, кто впоследствии стали называться адвентистами седьмого дня, установилось относительное согласие по данному вопросу. Несмотря на некоторые разногласия в деталях6, все согласились с тем, что число 144 000 относится к верующим последнего времени, которые будут запечатлены, так что они смогут пройти через «время скорби» и вознестись на небеса при Втором пришествии Христа.

На рубеже веков в Церкви АСД имел место еще один спор относительно деталей данного пророчества, что вызвало укор со стороны Эллен Уайт в адрес участников полемики. Вот что она писала в связи с этим: «Христос предупреждает, что в церкви появятся такие люди, которые будут представлять свои басни и предположения, несмотря на то, что Бог дал им великие, возвышающие и облагораживающие истины. Именно они всегда должны быть хранимы в сокровищнице разума. Когда люди увлекаются то одной, то другой теорией, когда им любопытно узнать то, что им знать не обязательно, тогда не Бог ведет их. В Его планы не входит то, чтобы Его народ представлял какие-то предполагаемые вещи, а не то, чему учит Слово. Нет Его воли на то, чтобы они вступали в полемику по вопросам, которые не помогут им в духовной жизни, в том числе и по вопросу, кто войдет в состав ста сорока четырех тысяч. Без всяких сомнений, тот, кто избран Богом, вскоре об этом узнает»7.

Возможно, данное предупреждение подтолкнуло большинство адвентистов седьмого дня к тому, чтобы избегать дальнейших споров относительно 144 000.

Однако, прежде чем мы закроем эту тему для обсуждения, обратим внимание еще на одно заявление по данному вопросу, которое сделала вестница Божья: «Будем же прилагать все усилия, чтобы Бог сподобил и нас оказаться в числе ста сорока четырех тысяч»8. Если мы должны прилагать к тому все усилия, стоит, наверное, узнать о 144 000 немного больше. Совет вестницы Божьей в том, чтобы избегать духа споров. Нам не следует «вступать в полемику» по данной теме. Кроме того, необходимо избегать спекуляций, основанных на «чьих-то предположениях». Давайте начнем с основного вопроса: «Кто же эти 144 000?».

Отличительные признаки

Большая часть из того, что было написано о 144 000, представляет собой крайне поверхностную экзегезу текста, сдобренную к тому же собственными идеями интерпретатора (айзегеза). Но это не повод для отчаяния.

О 144 000 можно действительно многое узнать из самого текста, который описывает их.

144 000 являются народом Божьим. Когда мы говорим, что 144 000 — народ Божий, мы отталкиваемся от самой фундаментальной и непреложной истины, которая сообщается об этих людях. Прежде всего, говорится об их отношениях с Богом, что отражено в следующем:
Они запечатлены Богом. Именно они представлены, когда о них впервые упоминается: буквально — «запечатленные»9. Печать означает, что Бог считает их Своей собственностью, и Сам Он отождествляется с ними.

Он говорит: «И напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима»10. Так, с помощью запечатления, Бог как бы помечает этот народ Своим именем и адресом.

Бог не смущается и не стыдится того, что они носят Его имя11. Напротив, Он пишет Свое имя на их челах.
Таким образом, Он посвящает Себя им. В этом проявляется исполнение первой части завета: «И буду Богом их«12. Когда запечатление, включающее в себя имя и адрес Божий, записывается на их челах, это имя и этот адрес становятся и их именем, и адресом. Это означает, что их хождение с Богом становится неотъемлемой частью их сущности и определяющим признаком. Любой, кто посмотрит на них, может ясно увидеть, что написано на их лицах13. В этом заключено исполнение второй части завета: «они будут Моим народом».
Они верны Богу. Они следуют за Агнцем14. Это подразумевает неизменную преданность, верность и послушание15. Они девственники. Ветхозаветные пророки часто сравнивают верный народ Божий с девственниками16.

Поклонение ложным богам они сравнивали с совершенной противоположностью чистоте девственника — посещением блудниц17. 144 000 живут в то время, когда великая блудница Вавилон демонстрирует свои чары, но они не позволяют себе быть обманутыми ею. Они остаются верными и преданными Своему обетованному Жениху.

Они свидетели о Боге. 144 000 в символическом смысле носят печать Бога на самой видимой части тела. Когда имеет место запечатление, «зверь» требует от каждого носить его знак и делать то, что говорит он, либо пойти на смерть. Но народ Божий носит Божий знак, ясно показывающий: вот он, прямо посредине их чела.

Они поют песнь Божью. Это еще одно доказательство смелого и открытого характера их свидетельства. Нет ничего, что бы его заглушало. Книга Откровение сообщает, что их песнь подобна «шуму от множества вод и звуку сильного грома«18.

Они не стыдятся находиться рядом с Ним в общественных местах. Слово говорит, что 144 000 следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Подобно двенадцати апостолам, они понимают, что первостепенная и наиболее важная часть их поручения — это быть с Иисусом19.

Когда мы ходим с Ним, у нас всегда есть то, о чем можно засвидетельствовать.
Они свидетели истины. Подавляющее большинство в последние дни отказывается следовать истине и оказывается подвержено жестокому обману20. Но на устах 144 000 нет лжи21. Это значит, что в них пребывает истина, которая не только сокрыта в их сердцах, но и звучит на их устах.

Если подытожить все сказанное, 144 000 — это народ Божий. Бог открыто отождествляется с ними и свидетельствует перед всей Вселенной о том, что они — часть Его семьи. В свою очередь этот народ, преданно и смело стоящий за Бога, отождествляет себя с Ним и свидетельствует о Нем среди всеобщего отступничества.

144 000: истинные отличаются от ложных

144 000 отмечены, если можно так сказать, Богом особым знаком отличия. Враг прилагает особые усилия, чтобы размыть эти отличия. И он может достигать в этом значительных успехов. Везде, где он оставляет свой след, все становится размытым и неясным. Истина и заблуждение становятся нечеткими, добро и зло трудно отличить друг от друга. Иисус признал это, когда сказал, что «пшеница» и «плевелы» поначалу выглядят одинаково. Однако в конце времен Он разрешит эту проблему раз и навсегда: «Во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою»22. Здесь Он говорит о запечатлении23. Когда это произойдет, разница будет видна невооруженным глазом24.

Существует еще два отличия, о которых стоит упомянуть в дополнение ко всему обозначенному выше: большинство подчиняется зверю, вышедшему из земли, но 144 000 поклоняются Агнцу, сошедшему с небес.
Большинство «дивилось»25, следуя за зверем, который чудесным образом исцелился от смертельной раны, а 144 000 следуют за Агнцем, «закланным от создания мира«26.

Другими словами, каждая характеристика, описанная в Священном Писании, представляет народ Божий в резком контрасте с множеством отступников мира сего. Это и означает, что они отмечены печатью Бога, тогда как большинство получает начертание зверя.

Запечатление 144 000 представлено во времени. Оно соотносится с определенными событиями плана спасения. В главе 7 книги Откровение изображены четыре ангела, держащие ветры земли и готовые отпустить их.

Затем появляется пятый ангел и взывает к ним «громким голосом», говоря: «Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего». Слово доколе устанавливает взаимосвязь событий «до» и «после». Если ангелам следует удерживать ветры земли, доколе не окончится запечатление, совершенно очевидно, что до тех пор, пока не произойдет запечатление, народ Божий остается неподготовленным. После этого народ Божий будет готов к последующим событиям.

Запечатление является важнейшей подготовкой ко времени скорби, точно так же, как кровь ягненка на косяках дверей домов евреев во время Исхода являлась необходимой подготовкой к приходу ангела-губителя. Позже в истории христианства Иоанн увидел суды Божьи (пятая труба), которые обрушатся на тех, кто «не имеют печати Божией на челах своих»27. Иоанн сообщает, что при первой чаше гнева «сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его»28.

При шестой печати люди «будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются»29. Когда нечестивые увидят суды Божьи, обрушивающиеся на землю, они в страхе воскликнут: «Пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?«30. Вот ответ: это запечатленные 144 000 (см. Откр. 7).

Подобный контраст отмечен и в главах 13 и 14. Глава 13 показывает путь через долину смерти. Здесь проклятия и богохульства, преследования и смерть. «Иезавель» мучает и умерщвляет до тех пор, пока «Илия» в отчаянии не восклицает: «остался я один»31. «Это не так, — отвечает Господь. — Смотри! Взгляни на гору Сион. Вот они, Мои 144 000 запечатленных, они там, где ни одна земная сила не сможет навредить им«32.

Число

Весть, заложенная в видении о 144 000, несет надежду и ободрение для Божьего народа. Но в нем обнаруживается и другая истина, которая может представлять самую главную идею видения. Какое значение имеет само число? Какую весть оно передает?

Простая статистика?

Призвана ли представленная цифра дать нам информацию о точном количестве запечатленных людей? Должны ли мы заключить, что книга, открывающая будущие судьбы людей, предлагает нам записанное с математической точностью число тех, кто в конечном счете понесет на себе печать Бога, ни одним больше, ни одним меньше 144 000?

Ответить на эти вопросы помогает рассмотрение других отрывков книги Откровение, в которых встречаются числа. Например, при звуке шестой трубы был слышен шум великого войска, и мы читаем: «Число конного войска было две тьмы тем» (или двести миллионов).

Здесь не просто указано точное число, но и звучат уверенные слова Иоанна: «и я слышал число его«33. Однако ни один интерпретатор никогда не настаивал на том, что это число является точной математической величиной числа воинов в войске зла. В другом случае мы читаем в главе 11 о том, что число умерших при землетрясении было семь тысяч (см. Откр. 11:13). Тем не менее это число никогда не истолковывалось как пример точных статистических данных.

Таким образом, ответ на первый вопрос — однозначно НЕТ. Данное число не несет в себе математической точности. Это не статистическая информация. Скорее всего, как и большинство чисел в книге Откровение, это число символическое и само по себе является вестью34.

Весть числа.

Прежде всего, давайте посмотрим, каким образом было получено данное число. В Откр. 7:4 говорится о том, что запечатленные были взяты «из всех колен сынов Израилевых». И для того, чтобы еще более прояснить данный вопрос, Писание перечисляет:

  • ƒ»Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч;
  • ƒиз колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч;
  • ƒиз колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч;
  • ƒиз колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч;
  • ƒиз колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч;
  • ƒиз колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч;
  • ƒиз колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч;
  • ƒиз колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч;
  • ƒиз колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч;
  • ƒиз колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч;
  • ƒиз колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч;
  • ƒиз колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч»35.

Но какое значение эти подробности имеют для Иоанна, который прибегает к этому, казалось бы, излишнему перечислению? В ранние века истории Израиля двенадцать колен оставались самостоятельными, будучи отдельными этническими группами внутри нации.

Но ассирийский плен во многом привел к исчезновению десяти колен (722 г. до Р. Х.)36. К тому времени как Иоанн написал книгу Откровение, отдельные колена израильские давно уже прекратили свое существование37.

Потеря десяти колен всегда отзывалась глубокой болью в еврейском сознании. Эта потеря представлялась как некий пробел в кругу Божественной семьи и воспринималась как провал в Божьем плане.

Однако Иезекииль предсказывал восстановление двенадцати колен в полной мере38. И Иисус, очевидно, усматривал Свою миссию в исполнении данного пророчества. Своим ученикам Он говорил: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых»39.

Без сомнения, руководители ранней церкви придерживались той же идеи. Так, Иаков в своем послании к христианам обращается к ним как к «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии»40. Павел говорит о церкви как об «Израиле Божием»41. Обращаясь к верующим, он пишет: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники«42. Таким образом, апостолы рассматривали именно христианскую церковь как исполнение обетования о восстановлении двенадцати колен.

Но почему все же мы имеем число 144 000 и почему делается акцент на 12 000 из каждого колена? Как мы уже отметили, сатана мог использовать отступничество Израиля и последующее исчезновение десяти колен как поражение Бога и знак своей великой победы. Запечатление полностью опровергает эти притязания дьявола.

Оно происходит тогда, когда сатана пускает в ход свои самые изощренные искушения и самые тонкие обманы.

Оно приходит, когда насилие и смерть являются повседневной угрозой верующим. Именно в это время Бог запечатлит Своих. Во время предшествующего Второму пришествию суда, после того как дело каждого будет рассмотрено в присутствии небесных свидетелей, в тех, кто был найден достойным и получил запечатление, будет явлена Божья слава.

Таким образом, запечатление является величайшей победой для Бога и поражением для сатаны. 144 000 последнего времени представляют собой Божий глас победы. Бог как бы говорит: «Смотрите! Я вновь обрел Своих чад! Они все здесь, все без исключения». В символическом смысле ни одно колено не получило больше других, и ни одно колено не получило меньше.

Число 144 000 означает, что в приготовлении для Себя народа последнего времени, чья верность непоколебима, Бог достиг Своей цели: Он приготовил невесту, «чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова». В 144 000 Он представляет «ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна»43.

Эллен Уайт пишет: «Будем же прилагать все усилия, чтобы Бог сподобил и нас оказаться в числе ста сорока четырех тысяч«44. Что ж, братья и сестры, давайте сделаем это! Сегодня, когда слова из Откровения 13 исполняются у нас на глазах, когда неверность и вероотступничество с каждым днем становятся все более изощренными и очевидными, давайте сделаем это. Сегодня давайте будем следовать за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Сегодня, когда нравы общества разлагаются, а ценности размываются, давайте не будем бояться выделяться в толпе и свидетельствовать о Нем. Сегодня давайте держать себя чистыми и незапятнанными от мира, потому что мы хотим быть в этом числе, в числе святых, направляющихся к вечному небесному граду.

В качестве приложения

Запечатление Божье и суббота

В книге Откровение Бог часто привлекает внимание к Своим верным последователям. В последнее время они будут отмечены «печатью Божией» на своих челах45. В главе 14 эта печать определяется как Христово имя или имя Его Отца. Божье имя должным образом интерпретируется со ссылкой на Его характер46. В Откр.14:12 Бог вновь дает определение Своему народу, помещая его в резкий контраст с теми, кто имеет начертание зверя. Он говорит: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса«47.
«Терпение» в данном стихе означает твердость, настойчивость. В то время как множество людей усомнятся в Боге и изберут сторону врага, народ Божий останется тверд и непоколебим. Природа этой непоколебимости заключается в соблюдении заповедей Божьих. Эти люди тверды в своем послушании Божьим заповедям.

Сравнивая вышеупомянутые тексты, мы замечаем, что запечатление, или отличительные характеристики народа Божьего последнего времени, — это не какой-то видимый внешний знак. Характерная черта народа Божьего заключается в его твердой приверженности Божьим заповедям и в вере в Иисуса. Еще один способ выразить эту идею — заявить о том, что характеристикой детей Божьих является верность Богу. Именно в этом и проявляется обладание характером или «именем» Бога, записанным на их челах.

Подобно тому, и начертание зверя, являющееся полной противоположностью запечатлению Божьему, не представляет собой какой-то видимый знак. Наивно полагать, что грешники однажды проснутся и увидят на своих челах или руках число «666», написанное несмываемыми чернилами. Вряд ли здесь идет речь, как утверждают некоторые, о пресловутом штрих-коде или номере страхового свидетельства. Если печать Бога выражается в твердом послушании заповедям, то начертание зверя или основная характеристика врагов Божьих проявляется в их мятежном духе, выраженном в неповиновении заповедям Божьим.

Иногда «знак» должен быть видимым, иначе будет невозможно что-то определить. Поэтому знак послушания должны видеть. Некоторые заповеди можно соблюдать втайне. Но, так как необходимо соблюдать все заповеди, а не только девять, они обязательно будут включать в себя и четвертую заповедь, или заповедь о субботе. Соблюдение субботы сразу же помещает христианина в состояние ярко выраженного и видимого контраста с большинством.

Итак, является ли соблюдение субботы печатью Божьей? Скорее всего, да. Однако нам не следует думать, что все, соблюдающие субботу, будут автоматически запечатлены или что соблюдение субботы — единственный способ для народа Божьего последнего времени проявить свою верность Богу. Взаимосвязь между соблюдением субботы и запечатлением есть. Запечатление означает отождествление с Богом, верность Богу во всех аспектах жизни. В последние дни серьезным видимым испытанием верности детей Божьих будет именно суббота. Поэтому, если соблюдение субботы является внешним признаком внутренней решимости и твердости, можно с уверенностью сказать, что оно эквивалентно знаку или печати Бога.

Лорэн Уэйд, Университет Монтеморелос, Мексика

——————————————————————-
1 Ray Summers представляет краткое изложение различных позиций в Digno Es el Cordero (El Paso: Casa Bautista de Publicaciones, 1985), p. 196, 197.
2 См. напр. Ivan Barchuk, Explicacion del Apocalipsis (Barcelona: CLIE, 1975), p. 140. Lockyear считает, что 144 000 — это евреи, которые обратятся до тайного восхищения (Herbert Lockyear, Apocalipsis: el Drama de los Siglos [Miami: Editorial Vida, n.d.], p. 97).
3 Напр., William Barclay The Revelation of John (Edinburgh: The Saint Andrew Press, 1959), 2:29.
4 Life Sketches of James and Ellen White (Battle Creek: Review and Herald Publishing Association, 1988), p. 110, 111.
5 James White in Review and Herald, (R&H 5:16). Ср. со взглядом Уильяма Миллера: «В этом стихе (Откр. 14:1) идет речь о числе спасенных младенцев… на мой взгляд, все умершие в младенчестве будут спасены» (Miller’s Works, vol. 1, ed. Joshua Himes [n.p., 1842], p. 135).
6 Например, существовало представление о том, что 144 000 — это адвентисты, которые никогда не были членами других деноминаций. Данный взгляд основывался на утверждении из Откр. 14:4 о «девственниках», которые не были осквернены «женщинами»; под женщинами понимали церкви. Урия Смит отверг эту идею еще в 1 860 году (Review & Herald, Dec. 25, 1960), но она жива до сих пор. Когда я был ребенком, мне представляли это именно так.
7 Ellen White in SDA Bible Commentary, (Washington, D.C.: Review and Herald Publishing Association, 1953), 7:978.
8 Там же, с. 970.
9 Греческое tōn esphragismeōn.
10 Откр. 3:12, NIV. Cр. Early Writings, p. 15: «144 000 были запечатлены и крепко объединены. На их челах было написано „Бог, Новый Иерусалим и славная звезда, содержащая новое имя Иисуса“».
11 1 Ин. 3:1; Евр. 2:11; 11:16.
12 Быт. 17:8; Иер. 31:31–33; 2 Кор. 6:16 и т. д.
13 «Когда сходил Моисей с горы Синая и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх. 34:29).
14 Откр. 14:4.
15 Ам. 3:3; 2 Кор. 6:15–17.
16 Ис. 37:22; Иер. 31:4; Иез. 23:3; Ам. 5:2.
17 Втор. 31:16; Суд. 2:17; 1 Пар. 5:25 и т. д.
18 Откр 14:2. Это голос Бога (см. Иез 43:2). Другими словами, они говорят голосом Божьим, как и зверь, подобный агнцу, говорит голосом дракона.
19 Мк. 3:14.
20 2 Фес. 2:10–12.
21 Откр. 14:5.
22 Мф. 13:30.
23 Ранние произведения, с. 118: «После этого я увидела третьего ангела. Сопровождавший меня ангел сказал: „Дело его страшно и ужасно. Он отделяет пшеницу от плевел и запечатлевает ее — связывая в снопы для небесной житницы“. Все наши мысли, все наше внимание должно быть посвящено этому процессу».
24 Эллен Уайт часто говорила о «разграничении» или «разграничительной линии»: «По мере приближения конца времени разграничительная линия между детьми света и детьми тьмы будет видна все более и более отчетливо» (Last Day Events, p. 215. См. также Counsels on Health, p. 238, 239).
25 Откр. 13:3.
26 Откр. 13:8.
27 Откр. 9:4.
28 Откр. 16:2.
29 Лк. 21:26.
30 Откр. 6:17.
31 3 Цар. 19:14.
32 «Все последовавшие за Господом на небо прежде следовали за Ним на земле с тем же доверием, любовью и добровольным послушанием, с каким овцы идут за своим пастырем» (Эллен Уайт. Деяния апостолов, с. 591); см. также Ellen White, SDA Bible Commentary, vol. 7, p. 978.
33 Откр. 9:16.
34 Другим примером, когда само число является вестью, может служить видение о семи светильниках (см. Откр. 4:5), которые есть «семь духов Божиих». Так как нет никаких свидетельств о том, что означает семь святых духов, комментаторы приходят к обоюдному согласию в том, что в данном случае число является вестью. Его цель состоит в том, чтобы передать идею универсальной и всеобъемлющей работы Духа. Подобное использование чисел обнаруживается и в видении четырех ангелов, стоящих на четырех углах земли и сдерживающих четыре ветра (см. Откр. 7:1).
35 Ст. 5–8.
36 4 Цар. 17:1–23.
37 Очевидно, в то время были еще некоторые люди, которые идентифицировали себя как принадлежащие к тому или иному колену. Например, о пророчице Анне сказано, что она была «от колена Асирова» (Лк. 2:36).
38 Иез. 47:13–48:35.
39 Мф. 19:28.
40 Иак. 1:1; 2:1.
41 Гал. 6:16.
42 Гал. 3:29.
43 Еф. 5:26, 27; ср. Откр. 14:12; Рим. 14:10, 11.
44 Ellen White in SDA Bible Commentary (Washington, D.C.: Review and Herald Publishing Association), 7:970.
45 Откр. 7:2, 3.
46 Откр. 14:1; ср. Ин. 17:6.
47 Откр. 14:12.

Статья была впервые опубликована в Journal of the Adventist Theological Society, 8/1—2 (1997): 90–99.

По материалам Института Библейских Исследований ЕАД

Источник: logosinfo.org 

image_pdfimage_print
close
Підпишіться та приєднайтеся до 132 інших підписників.