Одной из самых непростых тем в богословии протестантизма, да и, пожалуй, всего христианского мира, является тема Личности Святого Духа. Этот вопрос, на протяжении всей истории Церкви, вызывал огромное внимание. Множество дебатов и споров, показывает насколько этот вопрос является не простым. 

Возможно это связано с тем, как Святой Дух представлен в Священном Писании. Ведь в нем Он представлен довольно многогранно и неоднозначно. 

К примеру, в одном месте Он назван Силой, исходящей от Бога Отца. В другом месте описан как Тот, Кто веет над Землей. Зачастую Его представляют, как Силу, исходящую от Бога, или просто проявление Божьего естества.  Возможно, это и является поводом для такого многообразия позиций по поводу Его естества. 

Так же часто, рассматривая Святого Духа в Писании, исследователи обращают внимание на то, что упоминание о Нем идет в контексте деяний Бога Отца или Сына. Они обращают внимание на то, что Он идет, как бы позади Их. 

«Сами древние авторы говорили больше о проявлении Духа Святого в мире, нежели о внутритроичных отношениях, и эта сторона остается зачастую без должного внимания со стороны исследователей». Основываясь на этом, они делают выводы о менее значимом или второстепенном, а значит не божественном естестве Духа. Но может ли очередность или разница в функционале утверждать о статусе?! 

Комментарий АСД пишет по этому поводу вот что: «Тот факт, что откровение о Святом Духе как о третьей Личности Божества дано после откровения о Сыне и Отце, не означает, что Он менее важен или что Он участвует в спасительной деятельности только с того времени, как было дано откровение о Нем. В действительности правильное понимание единого христианского Бога и Его личностной множественности требует внимательного рассмотрения библейского учения о Боге Святом Духе.»  То-есть это лишь повод для более глубокого рассмотрения этого вопроса.

Особый шквал критики эта доктрина выдерживает в период либерализма в 16-18 в.в. В этот период в Церкви это учение подвергается жесткой критики со стороны всего богословского общества. Спустя небольшое время, почти во всех деноминациях, к Святому Духу стали относится просто как к Силе. 

Что касается учения о Духе Святом, то оно не слишком было развито в первые века. Как повествует автор книги «Учение о Святом Духе», это учение не было четко сформулированное, так как не было повода его обосновывать: «Как известно, любое догматическое учение получает наиболее полное выражение тогда, когда оказывается перед лицом определенных вызовов, бросаемых той или иной исторической эпохой. И учение о Святом Духе в данном случае не исключение. Сложилось оно в эпоху догматического становления 4-5 вв. Следует сразу же признать, что, по мнению многих исследователей, систематического учения о Святом Духе в Ранней Церкви разработано не было». 

Это не значит, что им не было что сказать, что, якобы они не имели представления об этом вопросе. По-моему, они считали это само собой разумеющим и не имели представления, зачем это вообще объяснять.

С другой стороны, «при более внимательном рассмотрении дошедшего до нас материала нетрудно заметить, что учение о Боге Святом Духе в творениях древнецерковных авторов, и особенно апологетов высвечено достаточно рельефно и достаточно сильно для того, чтобы увидеть, сколь важно оно было для христиан II века.» 

Конечно, состояние проработанности богословия Святого Духа не вполне было удовлетворительным, особенно для сегодняшнего скептического мира, все подвергающего сомнению. 

Даже к IV веку блаженный Иероним, намереваясь писать сочинение о Святом Духе, просматривал труды своих предшественников и остался о них невысокого мнения: «читал я когда-то чьи-то книжки о Духе Святом, и, как выражается комик (Тернций), из греческого добра видел латинскую дрянь. Ничего там нет доказательного, ничего твердого и продуманного, что даже невольно влекло бы читателя к согласию, но все вяло, слабо, приглажено, прикрашено и подмазано оттуда и отсюда подысканными красками».

Для Ранней же Церкви Святой Дух был реален. Его проявления они видели повсюду. Для них Он был «реально действующей силой, исполнением обетования Спасителя (Ин.14:26, 15:26)». Другой автор писал: «не было необходимости особым образом писать и учить о Том, Который реально присутствовал в христианских общинах, просвещая и давая силу быть всегда готовыми «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Пет.3:15)». 

Только в последствии, когда появляются разные учения против Святого Духа, Церковь начинает, уже в ответ на вызов, сформировывать позицию. Таким вызовом был Арий, священник Александрии, который утверждал, что Иисус был сотворен, а значит, не может быть полноценным Богом, а Святой Дух лишь, исходящая от Отца и Сына. Но это уже совсем другая история. А мы лишь ставим цель бросить обзорный взгляд на христианское сообщество, на этапе его зарождения.

Сегодня в современном христианском мире очень значимое и видное место занимает Личность Святого Духа. К примеру многие харизматические движения сегодня практикуют такую практику как «говорение на иных языках». В это они видят явное проявление присутствия и излития Святого Духа. Подобное проявление Святого Духа является основной и центральной практикой в их духовном опыте. 

Если взять во внимание масштабность данного христианского течения, то становится ясно, насколько распространена в мире данная практика. На сегодня данное действие практикуется миллионами верующих во всем мире. В связи с этим, к Личности Святого Духа приковано всеобщее внимание. 

С другой стороны, остальная часть христианского сообщества во все времена ожидала и ожидает сегодня излития Святого Духа, в менее харизматичном проявлении. Это ожидание свойственно не только Церкви АСД, в веропонимании которой есть ожидание как раннего, так и позднего излития Святого Духа. Но оно есть во всех христианских деноминациях. 

Кстати, что касается адвентизма, то в среде данной деноминации в последнее время набирает оборот антитринитарий. Данное, хоть и неофициальное движение, отвергает понимание Святого Духа как Личность, Его Божественный статус, и вообще понятие Торицы. Поэтому эта тема особенно важна и актуальна в Церкви АСД. 

И третье. Данное всеобщее ожидание излития Святого Духа основано на целом ряде обетований из Священного Писания, а также на обещании Самого Иисуса Христа: «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.» (Деян.1:4,5).

Поэтому данная тема является всеобще актуальной в христианском контексте и имеет повышенный интерес среди искренне верующих. И поэтому заслуживает особого внимания и разъяснения. 

В своем исследовании я не ставлю цель проследить историю этого вопроса на протяжении всей истории христианской Церкви. Но хочу увидеть, какое понимание этого вопроса было в ранней христианской Церкви. Именно начиная со Христа и Его учеников, и до отцов Церкви, первых двух столетий.

Делаю это потому, что именно они отражают более достоверное, не нагромождённое преданиями и предрассудками понимание библейской истины. Именно в этот период жили Христос, Его ученики. В нем жили и создавали свои писания ранние отцы Церкви. Поэтом именно этот период наиболее ценен, чтобы установить достоверность по данному вопросу.

ГЛАВА 1 РАННЕХРИСТИАНСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

1.1 ПОСЛАНИЯ КЛИМЕНТА РИМСКОГО В КОРИНФ

Сохранившееся до наших дней послания Климента Римского, который был учеником апостола Петра, было написано около 95 г. Адресовано коринфской Церкви. По жанру данное послание отличается от «Од» и «Дидахе». Оно больше напоминает письмо братского общения, чем нравоучительный документ Церковной общины. Послания к коринфянам пользовалось огромным авторитетом и даже причислялось к Новому Завету. Поводом к написанию данного письма послужил раскол в коринфской Церкви.

В послании мы встречаем традиционную пневматологическую тему: упоминание Духа Святого, как вдохновителя и автора Писания. 

К примеру, Климент Римский писал следующее: «служители благодати Божьей через Духа Святого говорили о покаянии». Или «загляните в Писания, эти истинные {глаголы}, которые {даны} через Духа Святого». 

Из этих цитат можно сделать вывод, что он не писал о Святом Духе как о Силе. Так как он говорил, что они говорили о благодати Божьей через или с помощью Духа Святого, и Писания даны Духом Святым. Сила не может писать, и тем более давать какие-либо писания, это свойства личности. 

Так же в этом труде часто встречается фраза: «Ибо Дух Святой говорит». В этом месте более ярко автором описывается личностная природа Святого Духа. Так как, говоря о силе, о чем-то безликом, нельзя написать, что сила говорит или вдохновляет. 

Ясно одно, хоть, возможно, Климент Римский не до конца мог понять природу Личности Святого Дуда, он не считал Его какой-то безликой Силой. Он предавал Ему личностные характеристики.

Хочется дополнить вопрос о понимании Личности Святого Духа у Климента еще одной цитатой: «Примите совет наш и раскайтесь. Ибо жив Бог и жив Господь Иисус Христос и Дух Святой, вера и надежда избранных.». В этом отрывке видно, как автор намерено разграничивает три Личности Святой Троицы, не выделяя никакую из Них особо. Все Три Личности он уравнивает, делая автоматически их Божественными. 

Критики и приверженцы антитринитарной позиции говорят, что авторы периоде ранней христианской церкви не пишут конкретно о Святом Духе как о Личности Божества. Но в тот период это понимание было само собой разумеющиеся, и оно не требовало такого конкретного подчёркивания, как это сегодня ожидают сторонники той и другой стороны.

В итоге можно сказать, что Дух, в понимании Климента, сопричастен вместе с Отцом и Сыном. Помимо этого, очень четко выражен троичный догмат в послании. Единство Церкви, это единство в Боге, Христе и Духе, и исповедание их является отличительной чертой христианской Церкви. 

1.2 ДИДАХЕ

Данное произведение написано неизвестным автором около 80 года, вероятно, в Сирии или Палестине.». Дидахе или как звучит его полное название «Учение Господа через двенадцать апостолов» является наиболее ранним памятником христианской письменности катехизического характера, который представляет собой свод практических наставлений для жизни раннехристианской общины. Он показывает, как мыслила и жила христианская Церковь в первом веке. 

Данное произведение являлось подобно катехизису первой христианской общине, и был хорошо знаком и распространен. В данной рукописи открывается роль Святого Духа в приготовлении человека к жизни с Богом. 

Он имел очень большой вес и широкое распространение в ранней церкви. Написано, вероятно, в Палестине или в Сирии примерно в 80 году. Автор не известен. Дух Святой упоминается в тексте 7 раз. Его можно квалифицировать по трем направлениям деятельности:

  • воздействие Духа на верующего (глава 4);
  • указание о совершении крещения «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (глава 7), дословно совпадающее с Мф 28:19;
  • действия пророка «в Духе», описанные в главе 11, с прямой аллюзией на Мф 12:32.

Хочется поподробнее процитировать некоторые отрывки данного исторического документа. Вот он пишет:

«В гневе твоем не отдавай приказаний рабу твоему или служанке твоей, надеющимся на того же Бога, дабы они никогда не перестали бояться Бога, сущего над обоими Вами, ибо Он пришел призвать (ко спасению), не по лицу судя, а тех коих уготовал Дух.» 

Другой перевод: «Не приказывай ничего рабу своему или служанке, уповающим на того же Бога, в гневе твоем, да не перестанут бояться Бога, Который над вами обоими; ибо Он не приходит по лицу призывать, но тех, кого Дух уготовал». 

« Οὐκ ἐπιτάξεις δούλῳ σου ἢ παιδίσκῃ, τοῖς ἐπὶ τὸν αὐτὸν Θεὸν ἐλπίζουσιν, ἐν πικρίᾳ σου, μήποτε οὐ μὴ φοβηθήσονται τὸν ἐπ’ ἀμφοτέροις Θεόν· οὐ γὰρ ἔρχεται κατὰ πρόσωπον καλέσαι, ἀλλ’ ἐφ’ οὓς τὸ πνεῦμα ἡτοίμασεν». 

В данном отрывке мы видим, что Святой Дух готовит верующего человека. И без Его силы и помощи невозможно прийти к Богу. Как опасно отвергать Духа Святого, ведь Он подобно мосту, помогает нам прийти к Богу. 

Далее: «А что касается крещения, крестите так: преподав наперед все это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде».

«Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа.». Две последних выдержки очень конкретно говорят не только о Третьей Личности Божества, но и очень четко подмечают догмат о Троице в целом.

Именно так мыслила и верила раннехристианская община, некоторые члены которой, скорее всего, видели в живых апостолов. На этом этапе мы видим, еще не затуманенное язычеством, христианство.   

1.3 ПОСЛАНИЕ ПСЕВДО-ВАРНАВЫ

Еще один, сохранившийся до наших дней документ, является послание Варнавы. «Полный греч. текст В. а. П. сохранился в 2 рукописях, обнаруженных во 2-й пол. XIX в.: в Синайском кодексе Библии, IV в. (S (или a ) – послание следует за текстом НЗ и предшествует отрывку из Пастыря Ермы), и в кодексе Hieros. Patr. 54, 1056 г. (H). Еще в 9 греч. рукописях, имеющих общий архетип – Vat. gr. 859, XI/XIII в.» 

Большинство исследователей, как и современники документа, считают данное произведение псевдоэпиграфом, то есть апокрифом. Данное писание не подтвердило достоверность авторства заглавия. Написано по всей видимости неизвестным автором, жившим во времена начального правления Адриана в Александрии. 

Данное время является очень трудным временем. В это время в Римской империи правит, как было уже сказано, император Адриан. Он начинает правление Римом в 117 г, сразу после смерти императора Трояна 11 августа 117 г. «Всякая надежда на восстановление Храма теперь исчезла. Пришлось даже отказаться от утешения жить вблизи священных мест.» Акиба, великий раввин и апологет 2 века, был жестоко убит. И в это непростое время автор пишет свое послание. Он пишет его, стараясь, через призму истории Израиля, утешить рассеянных и измученных евреев, вновь напомнить им, что Иегова их никогда не оставлял. 

Идеи личностной природы Святого Духа прослеживаются и в послании Варнавы. Он утверждает, что пророкам будущие события были открываемы Святым Духом.

Вот что он пишет: «Итак, узнайте, чада, о всем обстоятельно. Авраам, который первый ввел обрезание, предвзирая духом на Иисуса, обрезал дом свой, содержа в уме своем таинственный смысл трех букв».

«Итак, мы воссозданы, как опять у другого пророка говорит Господь: «вот, говорит Он, отниму от них», т.е. от тех, которых провидел Дух Господа, «сердца каменные и вложу в них плотяные».

«Потому и сам весьма утешаюсь, ожидая своего освобождения, ибо по истине вижу, что на вас излит Дух от прекрасного источника божественного:»

1.4 ОДЫ СОЛОМОНА

Еще одним очень важным историческим документом интересующей нас эпохи является труд «Оды Соломона». Оды Соломона – это еще один текст из многих, приписываемых Соломону, сыну Давидову. 

Напомним, существуют еще ветхозаветные канонические Притчи Соломона, Песнь Песней Соломона, а также неканоническая Книга Премудрости Соломона и апокрифические, т.е. не библейские вовсе, Псалмы Соломона и Суды Соломона. 

Этот документ, написанный примерно в первом веке нашей эры, не имеет точного автора. Как, впрочем, большинство документов, дошедших до нас с этого далекого периода. Но, что очень важно, он хорошо отражает роль Святого Духа в жизни верующего и отношение к нему в ту эпоху.

Произведение имеет 42 главы. Главы очень небольшие, дошли до нас не все. Но некоторые стихи из них очень хорошо проливаю свет на понимание этого вопроса в данной сфере. Вот некоторые цитаты из них: «Возревновал Господь нам дух умножить, Да всем явится то, что было тайно, Он в нас вложил глагол живой, поющий, О Имени Его, – Святого Духа славить! …».

В этом отрывке явно показано отношение к Святому Духу как к Тому, Которого нужно славить. И так как просто что-то эфемерное прославить трудно, то речь может идти только о личности. Далее: «Так Дух Господа вещает в моих членах, и я вещаю в любви Его.» (Ода 6:2). 

Здесь показано, что Дух может вещать. Сила не может вещать, может возвещать только кто-то определенный. Так же написано: «Он вручил нам славословие Своему имени, Души наши славят Дух Святой Его» (Ода 6:7), «Познайте, каковы ваши лица, и возвещайте хвалу Его Духу.» (Ода13.1).

Снова явно показано как «души», или по-простому верующие, славят Духа Святого. Не логично и даже невозможно славить просто силу. Обычно прославляют того, кто проявил силу, но не как не саму способность. Здесь явно показаны личностные свойства Святого Духа. 

Вот еще очень интересный и важный отрывок: «Письмо же стало огромной книгой, Которая всецело записана перстом Божиим. И на ней имя Отца И Сына и Святого Духа, чтобы царствовать во веки веков. Аллилуйя.». В этом эпизоде, не вооруженным глазом можно увидеть, как автор уравнивает все Три Личности Божества, обобщая Их словом «имя». Здесь можно увидеть обоснование не только доктрины о Духе Святом как Одной из Личностей Божества, но и учение о Троице, как таковое.

Хочется отметить еще интересную мысль: «Для автора «Од» Дух представляется как личность, активно действующая в жизни верующего человека. Автор «Од» подчеркивает роль Святого Духа как Посредника между Богом и верующим. Дух Святой есть Тот, Кто приуготовляет и возводит человека к Богу Отцу: «Ибо Всевышний призвал мое сердце Своим Духом Святым, и взыскал мою привязанность к Нему и исполнил меня любовью Своею» (Оды, 11.2)»

Действительно в этом отрывке Дух Святой ярко представлен как Посредник или утешитель в отношениях Бога и Его народа. И что еще хочется отметить, Дух Святой «взыскивает» или находит в нас нашу привязанность к Богу.

Другим словами, Он проявляет и стимулирует в нас потребность в Боге, потому что мы сами даже молиться не знаем, о чем. Как написано: «Как страшно находиться в состоянии отверждения Личности Святого Духа. Ведь даже мысль обратиться к Богу в покаянии не подвластна греховному человеку. И только благодаря Духу Святому происходит примирение с Богом».

В завершении хочется привести самую яркую Оду, которая наиболее ярко открывает активность Духа Святого: 

«1 Я упокоился в Духе Господнем, И Он вознес меня на высоту.

2 Он поставил меня на ноги на высоте Господней Перед Его совершенством и славой,

В то время, как я прославлял [Его]чредою песнопений.

3 [Дух] возродил меня перед лицом Господа И хотя я [лишь] человек,

Я стал именоваться сиянием [и] сыном Божиим.

4 Я — самый славный среди славнейших, И я — величайший среди великих.

5 Ибо в меру величия Всевышнего [Дух] создал меня, И освящением Своим 
Он обновил меня.

6 Он помазал меня от Своего совершенства, И я стал одним из Его ближних.

7 Открылись мои уста подобно облаку росы,

И излилось мое сердце потоком праведности.

8 Я приблизился с миром

И был крепок духом наставничества4. Аллилуйя.»

Подводя итог, хочу заметить, что это произведение очень многогранно и полно открывает Личность Святого Духа. Его личностные качества открываются автором в сотрудничестве Его с верующим человеком, в достижении гармонии отношений с Богом Отцом. Что же касается свойств, открытых автором, то они следующие:

  • Увещевательная. В Оде 6:2 описан Дух Святой, Который вещает. «Так Дух Господа в моих вещает членах». Это очень важная функция Духа, благодаря которой, Он убеждает верующего в принятии важного решения. Самое страшное для человека, это заглушить этот тихий голос Святого Духа в сердце. 

Именно о таком состоянии пишет апостол Матфей: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не проститься человекам.» (Мф.12:31). 

Из текста мы видим, что именно хула на Духа не будет прощена. Потому что человек, достигший состояния, когда голос Святого Духа уже не восприимчив, то есть неспособность воспринимать Божьи увещевания, не сможет просить и принимать Божье прощение. Именно такая черствость и является состоянием безысходности. 

  • Учительская. В Оде 3:13 Автор описывает Святого Духа, Того, «Который научает сынов человеческих».
  • Оправдательная. В Оде 25:8 идет очень интересный оборот «Я был покрыт покровом Твоего Духа, и я сбросил с себя кожаные ризы.» В этом отрывке мы видим намек на еще одно важное свойство Духа Святого, а именно на Его оправдывающую функцию. 

То есть именно благодаря работе Святого Духа мы получаем Оправдание перед Богом. Автор книги «Учение о Святом Духе» говорит шире об этом отрывке. Он говорит: «Автор убежден, что без Духа жизнь верующего не возможна: «И я облекся покровом Духа, и ты удалил…» (Ода.25:8). Как известно «кожаные одежды» -аллюзия на Быт.3:21; поэтому жизнь в Духе своеобразным образом возвращается райское состояние, утраченное после момента грехопадения».

  • Охранительная. В Оде 28:1 говориться: «Как крылья горлиц над их птенцами, и клювы птенцов к их клювам, так крылья Духа над моим сердцем». В этом отрывке мы видим снова аллюзию на Ветхий Завет, а именно на то место, где Бог сравнивает Свою заботу о народе с заботой птицы о своем гнезде. Бог довольно часто использует этот образ в Писании. 

Самым ярким примером может служить книга Второзаконие: «Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, Так Господь один водил его, и не было с ним чужого бога.» (Втор. 32:11,12). 

Так же образ заботливой птицы использовал Иисус Христос, когда, с глубочайшей скорбью, обращался к народу израильскому. Он говорил: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Матф. 23:37). 

На этих примерах Господь хотел проиллюстрировать удивительную заботу Бога о Своем творении, показывая, что Он не просто относиться к ним как к произведению Своих рук, но как к Своим детям. Этот образ наилучшим образом отражает наш статус… 

И самое главное, что хочется отметить, этот образ в Ветхом Завете относиться не просто к Богу Отцу или Богу Сыну, а именно к Третьей Личности Божества. В Быт. 1:2 идет описание того, как Дух Божий, или если точнее сказать Святой Дух, носился над нашей Планетой. В оригинальном тексте стоит еврейское слово מְרַחֶפֶת (мерахепет), которое переводится как: трепетать, дрожать, парить и носиться. Тоже самое слово стоит и во Втор.32:11. Скорее всего автор, знающий хорошо Священное Писание и образы в нем, использовал их в своих Одах. 

Оды Соломона очень важный исторический документ для понимания вопроса Личности Святого Духа. Очень ценно в документе, то что он приоткрывает завесу понимания Святого Духа так, как понимали Его в первых двух веках нашей эры. Это понимание не несет в себе еще тех богословских преломлений, которые произошли в христианстве по этому вопросу в дальнейшем. Особенно в период реставрацинализма эта тема сильно мутировала и обрела очень искажённое понимание.

ГЛАВА 2 ОТЦЫ ЦЕРКВИ ПЕРВЫХ ДВУХ ВЕКОВ

2.1 ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ

Нельзя обойти стороной и личность Игнатия Богоносца. Упоминание о нем мы находим в труде Евсевия Кесарийского «Церковная история». Евсевий, живший в конце третьего и начале четвертого века, был римским историком и тем, кто впервые зафиксировал всю историю христианской церкви. Он же и написал об Игнатии Богоносце, втором после Петра, епископе Антиохийском. 

«Известны и его современники: Папий, также епископ в Иераполе; Игнатий, многими и доныне прославляемый, второй после Петра епископ Антиохийский. Рассказывают, что он был отправлен из Сирии в Рим и отдан на съедение зверям за исповедание Христа». 

Судя по написанному в этом источнике, Игнатий был очень значимой личностью. И пострадавший за Христа, лишившись жизни в 107 году, был очень близок к ранней Церкви и к самим апостолам. 

Известно, что он был учеником Иоанна богослова. Это все делает его слова особенно ценными и значимыми для поминания той или иной истины. «По мнению св. Игнатия Богоносца, Дух Святой есть Тот, Кто усвояет спасительное значение Христовой жертвы для человека, возведя его к Отцу. Игнатий убежден, что без Духа Святого спасение для человека не возможно». 

Судя по этой цитате, автор придаёт архиважное значение, в плане нашего спасения, Личности Святого Духа. Без Него спасение просто невозможно. Мы понимает, что именно Иисус Христос отдал за нас Свою жизнь. Но для спасения важно «усвоить» или принять эту жертву. И именно Личность Святого Духа дает это спасительное осознание. 

В некоторых своих посланиях Игнатий прямо называет Христа Богом, а Святого Духа без каких-либо разномыслий ставит наравне с Богом Отцом и Богом Сыном. Другими словами, автор указывает на то, что Дух Святой

С другой стороны, этот автор очень ярко подчеркивает Личностный характер Святого Духа. Он говорит о Духе как о Том, Кто помогает спастись. Здесь нельзя подумать двузначно, что якобы Дух Святой может быть и просто Силой, через Которую Отец все это делает. Потому что, говоря о силе, человек не может писать о ней как об автономно существующей. Сила не может действовать и существовать отдельно. Можно говорить так только о личности. И силу нельзя прославлять. Так как даже за победу, одержанную с помощью силы, прославляют личность. 

2.2 ПОЛИКАРП СМИРНСКИЙ

Не менее ценным для нашего исследования является личность святого Поликарпа Смирнского (69-156 гг.). Поликарп является учеником самого Апостола Иоанна, который на закате своей жизни поставил его епископом. Скорее всего это было в Смирне. 

Это была выдающееся и значимая фигура. По выражению Иеронима, он был «вождём всей Азии» в христианстве. 

Интересно еще отметить, что среди довольно большого круга его учеников был и сам Ириней Лионский.  Он тоже является современником периода первых двух веков. Что делает его личность более ценным для нашего исследования. 

Этот период наиболее свежее и точно отражает первоапостольское видение в вопросе Личности Святого Духа.  В предсмертной молитве этого мученика за веру, довольно ярко проявляется его понимание Личности Святого Духа. В этой молитве дважды встречается упоминание о Нем: «Благословляю Тебя, что Ты удостоил меня в день сей и час стать причастным числу мучеников Твоих и чаше Христа Твоего, для воскресения в жизнь вечную души и тела в нетлении Святого Духа». 

По мнению Евгения Владимировича Зайцева эта цитата отражает веру в то, что Святой Дух «обитающий в верующий и освящающий их, понимается Поликарпом как залог будущего блаженного воскресения». Та же перспектива прослеживается и у апостола Павла, когда он писал: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11). 

Завершить хочется цитатой из той же молитвы Поликарпа, где он снова упоминает Святого Духа: «За сие и за все Тебя восхваляю, Тебя благословляю, Тебя прославляю, через вечного и пренебесного Первосвященника Иисуса Христа, возлюбленного Твоего Отрока, через Которого слава Тебе с Ним и со Святым Духом, ныне и в будущие веки. Аминь.» В этом отрывке мы отчетливо видим как мученик четко разграничивает все Три Личности Божества, говоря» что слава Тебе (то есть Отцу) с Ним (Иисусу Христу) и со Святым Духом. 

Подводя итог, хочется сказать, что Поликарп придает Святому Духу особое значение в жизни верующего человека и никак не отождествляет Его с какой-то силой, но напротив говорит о Нем как о отдельной Личности.

2.3 ИУСТИН МУЧЕНИК

Иустин Мученик является значимой фигурой в раннехристианском мире. Он определил вектор богословской мысли в данный исторический период. Иустин являлся очень авторитетной фигурой для авторов 2, 3 в.в. 

Он родился в Сихеме – древнем городе Самарии. Родители Иустина, греки, были язычниками. Он с детства отличался глубоким умом, любовью к наукам и горячим стремлением к познанию Истины. Он в совершенстве изучил различные направления греческой философии: стоиков, перипатетиков, пифагорейцев, платоников и убедился, что ни одно из этих языческих учений не открывает пути к познанию Истинного Бога. 

Как повествует в своем труде Евгений Владимирович Зайцев, Иустин Мученик, он же Иустин Философ, так же является и первой крупной фигурой в раннехристианский период среди апологетов Церкви. Он, как и многие христиане первых столетий, запечатлел верность христианству своей мученической смертью. 

Иустин сделал большой вклад в развитие христианской мысли в тогдашнем цивилизованном мире. Именно этот апологет связал христианское вероучение и греческую философию, создав как бы мост между этими двумя «материками» человеческой и Божественной мыслью. Благодаря этому синтезу древние философы разъясняли истины Ветхого Завета язычникам. Все это готовило почву для обращения множества язычников в христианство.

Хотя именно тогда, когда Церковь разрослась и впустила в себя языческий контингент необъятной Римской империи, в нее так же вошли и разные парадигмы греческой мысли и скепсиса. Тогда и стали появляться разные, не виданные доселе, учения. 

К примеру отвержение Христа как Бога, отвержение Его реального человеческого существа, отвержение личностного и божественного в Святом Духе. Данное увеличение церковных списков можно наблюдать в массовом пополнении язычниками христианских общин при Константине Великом. Особенно после того, как Константин выпустил эдикт о легализации христианства по всей римской империи в 313 г х. э.. Этот указ носит всем известное название как «миланский эдикт», и является очень важным событием, разделившее христианство на до и после.

Что же касается Иустина, то он в своих трудах охватывает множество непростых тем христианства, которые и посей день не дают покоя христианскому и в целом миру. Он говорил о Христе как о Творце, говорил о Нем как «Нерождённом» (αγέννητος), «Неизречённом» (άρρητος), «Неизменном» (άτρεπτος), «Вечном» (αίδιος). Его перу принадлежит целый ряд трудов, такие как: «Диалог с Трифоном иудеем», «Первая апология», «Вторая апология», «Послание к Диогену», «Речь к эллинам» и др.

ИУСТИН О СВЯТОМ ДУХЕ

Начнём с того, что автор только в послании к Трифону упоминает Духа 26 раз. Но как пишет Евгений Зайцев, нельзя чётко выразить его понимание этого вопроса. Он пишет: «Вызывает удивление тот факт, что несмотря на часто встречающиеся ссылки на Святого Духа как на безусловный авторитет, как, впрочем, и у большинства апологетов, попытки чётко определить, что же под ним понимается, немногочисленны и робки. Определённо можно сказать, что у Иустина Дух Святой не может мыслиться как сила, поскольку Сам выступает как податель силы.» . 

В этом мы можем убедиться из 113 главе послания к Трифону: «Первый остановил солнце, будучи наперед переименован именем Иисуса и получивши силу от Духа Его». 

Комментируя, хочется добавить, что в этом отрывке, немного косвенно, Дух Святой открыт не как Сила, пусть даже самая могущественная, а Податель или Источник силы. Также в этом письме говорится, что Дух Святой является Источником всех Божеских даров. 

Написано так: «И так скажи мне: если Писание чрез Исаию говорит: «жезл выйдет от корня Иессея и цвет выйдет из корня Иессеева и почиет на нем Дух Божий, Дух мудрости и разума, Дух совета и силы, Дух ведения и благочестия и наполнит Его Дух страха Божия», « Писание говорит, что эти исчисленные дары Духа Святого сошли на Него не потому, что Он нуждался в них, но потому что они должны были почить на нем…».

Также Иустин говорит, что Святой Дух был автором и вдохновителем пророков и апостолов, которые писали Священные Писания: «Пророки, посредством которых пророчественный Дух предвозвещал будущие события», «Что по понятию людей неимоверно и невозможно, то предрёк Бог пророчественным Духом». «Были некогда люди, которые гораздо древнее кого-либо из этих почитаемых за философов, – люди блаженные, праведные и угодные Богу, которые говорили Духом Святым и предсказали будущее, которое и сбывается ныне: их называют пророками. Они одни и звали и возвестили людям истину, несмотря ни на кого, не боясь, не увлекаясь славою, но говорили только то, что слышали и видели, когда были исполнены Святого Духа.». 

В ряде этих цитат мы видим, что именно благодаря Духу Святому Божьи слуги передавали весть Древнему Израилю, а так же окружавшим их народам. Благодаря Его помощи они не страшились говорить. Дух Святой открывал им будущее. Очень сложно представить все эти деяния в жизни человечества без Личности, Которая за всем этим должна стоять. И также трудно присвоить такое множество проявлений Святого Духа к силе. 

Об этом так же хорошо пишет Максимов: «В разговоре с Трифоном, св. апологет упоминает о действии Духа Святого в истории Израиля: “Дух, действовавший в пророках, помазывал и поставлял вам царей (Триф. 52)”. Говоря о действии Духа Святого в ветхозаветные времена, св. Иустин утверждает, что силы Святого Духа перестали действовать у иудеев с приходом Христа (Триф. 87)»

Хочется подытожить этот аспект Личностной природы Святого Духа еще одной мыслью, процитированной из трудов Евгения Зайцева: «Хотя в своих творениях, адресованных язычникам, Иустин отстаивает идею богодухновенности как как непрерывного действия Святого Духа на авторов Священного Писания, тем не менее в «Диалоге с Трифоном иудеем» Иустин говорит о вдохновенности как о совместном процессе, в котором участвует, помимо Духа, и пророк или священнописатель, например: «пророчественный Дух вместе с патриархом Иаковом говорит…» (Диалог с Трифоном гл. 53)».

Эта очень интересная и важная мысль. Она подчерчивает, что Дух Святой работает в сотрудничестве с личностью, не подавляя ее. Он не использует людей как марионеток, но всегда работает заодно. Мы можем увидеть это в том, как каждое, к примеру, Евангелие индивидуально отражает особенности и наклонности евангелиста. Дух Святой это Живая Личность, работающая с живыми личностями. 

Иустин видит это сотрудничество в употреблении евангелистами предлога «meta», при названии своих Писаний. Предлог переводиться как частичка «от». В этом он видит соучастие личности священнописателя в создании книг Ветхого и Нового Заветов.

 Помимо этого, Святой Дух “обличает” (1Ап. 63), “укоряет” (Триф. 124), “научает веровать” (Триф. 91), “повелевает, как людям жить (1Ап. 40)”. Только с содействия Духа Святого может человек обратиться к Богу: “Ум человека увидит ли когда Бога, если не будет он украшен Святым Духом? (Триф. 4)”.

В конце хочется сказать, что в своих писаниях этот великий христианский апологет очень многофункционально и многогранно описывает Святого Духа. Он придает Ему архиважное значение в жизни, как всей Церкви, так и лично каждого верующего человека. 

2.4 ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ

Один из основных деятелей в развитии пневматологии является Ириней Лионский. Именно он написал догмат о Троице, так называемый «триодологичский догмат». Вот отрывок из него: Творец всего – самое первое положение нашей веры. Второе же положение – Слово Божие. И третье положение – Дух Святой, Которым пророки пророчествовали и отцы начались божественному, и праведники приведены были к божественному, и Который в конце времен новым образом излился на человечество по всей земле, обновляя человека для Бога». 

Очень интересная личность. Говорят, что он был учеником Поликарпа Смирнского. Его жизнь и происхождение скрыты от нас историей и до нас не дошли. Но дошли до нас, то что он был сильнейший апологет Церкви и много писал в защиту христианских догм. К его времени христианство начинает встречаться с трудностями более сильного врага, чем меч и пытки, а именно ереси. 

Он написал очень важный фундаментальный труду, в защиту библейской истины, «Против ересей». Ириней утверждал, что Вечность Святого Духа наравне с Отцом и Сыном. Он писал: «Слово, то есть, Сын, всегда было с Отцом… и Премудрость то есть Дух, были у Него прежде всякого создания». «Так открылся Бог, ибо через все это является Бог Отец, так как Дух действует, Сын служит, Отец одобряет, а человек совершается ко спасению». Так же он пишет: «Отец хочет и повелевает, Сын действует и исполняет, а Дух питает и взращивает»

Интересно, что Иреней связывает деяния Духа Святого в Ветхом и Новом Заветах. «Иреней показывает преемственность активности Святого Духа в Ветхом и Новом Заветах, когда говорит: «Один и тот же Дух Божий, Который через пророков возвещал… Он же и через апостолов проповедовал (Против ересей,3.21.4)» 

В труде данного апологета имеется множество мест, где упоминается Святой Дух. Он, казалось, нарочно при каждом упоминании связывает все три Личности Божества, связанные во имя спасения человека. 

И конечно, своими писаниями он показывает, как Все Личности заинтересованы во спасении нашем. Этим сотрудничеством он показывает, не только единство Их целей, но единство Их Божественности. Нигде не видно, что бы он какую-то Личность Троице превозносил, а другую принижал. Таким образом он говорит, что Дух Святой Есть Божественная Личность Божества. То есть Он – Бог. 

И закончить хочу еще одной выдержкой из его апологетического труда против ересей: «Без Духа Божия не можете спастись»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неоспоримым фактом является то, что в ранний период христианства существовали движения, которые не считали Святого Духа Божественной Личностью. (к примеру: Монтанизм, Арианство, Македоняне, и др.). Но это имело факт уже после апостольского периода, в 3-5 в.в. Но, справедливости ради нужно отметить, что эти движения считали еретическими, и с ними боролись. Их не считали альтернативными точками зрения. Напротив, против этих учений созывали соборы, на которых данные точки зрения опровергались. 

Так что, наличие в истории христианства данных страниц, не дает повод обосновывать этим фактом учения о Святом Духе как о Силе. Но, напротив, судя по описанию Личности Святого Духа в раннехристианской литературе, можно сделать вывод, что к Нему относились с большим благоговением и трепетом, не в коем случае не принижая и не умаляя Его, как это стало иметь место в поздние столетия. Но напротив, Ему придавали архиважное значение для спасения человека. И без него спасение человека было не возможным. 

Поэтому как важно сегодня в нашем современном христианском контексте иметь правильное понимание Личности, а что еще более важно, Его функционала, как Третьей Личности Божества – Святого Духа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баумштарк, А. Статья (Oriens Chr. 1912. Bd. 2. S. 235-240).
  2. Библейский комментарий АСД Т.12 2010 п. Заокский Источник жизни.
  3. Варнава Апостол «Псевдо-Послание Варнавы» Русский текст.
  4. Гонсалес, Х. «История христианства» Т1. 2001 С-Петербург Библия для всех.  
  5. Дидахе Русский и греческий текст.
  6. Евсевий Кесарийский «Церковная история» Т.3
  7. Завершинский, Г. «Введение в православное учение о Святом Духе».
  8. Зайцев, Е. В «Учение о Святом Духе» 2013 п. Заокский Источник Жизни 
  9. Иреней Лионский «Против ересей» Русский текст.
  10. Иустин Мученик «Диалог с Трифоном иудеям» Русский текст.
  11. Иустин Мученик «Первая апология» Русский текст
  12. Климент Римский Послание Климента коринфской Церкви 1посл. 
  13. Максимов, Ю.В. «Учение о Святом Духе в ранней Церкви в 1-3 в.в.» Москва 2007.
  14. Оды Соломона
  15. Ренан, Э. «Христианская Церковь» 1789 С-Петербург (переиздано в 1991г «ТЕРРА») С.302.
  16. «https://days.pravoslavie.ru/Life/life1208.htm».
  17. http://pravbiblioteka.ru.

Автор – Всеволод Шалимов, бакалаврант богословия 

image_pdfimage_print
Facebook
Twitter
LinkedIn
In this article:

Welcome Back!

Login to your account below

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Add New Playlist