Они вызывали удивление и интерес, а иногда страх и ненависть… Их проклинали и ими восхищались, их сжигали на кострах инквизиции и возводили в идеал. Некоторые ушли в забытье, а идеями других восторгаются до сих пор.

Одни люди, со святой простотой, подбрасывали в костер дрова, чтобы сжечь их, другие же, с такой же простотой, принимали их точку зрения. Учение некоторых из них укрепляло и давало сил, а других разочаровывало и вселяло неверие.

Некоторые из них считались высокодуховными людьми, а другие считались одержимыми и заблудшими.

Некоторые из них возвеличивали и созидали, другие – приводили к упадку, разрушениям, войнам и гибели.

Всех их называли одним словом – “еретик”. Среди древних писателей слово “ересь” употребляется в разных значениях. Во втором томе истории Геродота “Евтерпа” (444 г. до н.э.) рассказывается о подготовке царя Дария к походу на скифов, после взятия им Вавилона. Слово “ересь” здесь древний историк употребляет в значении “захват, завоевание”1. В трактате Аристотеля “Политика” (335-322 гг. до н.э.) это же слово употребляется в значении «занятие определенной немногочисленной партией высших государственных должностей».2

Во времена Нового Завета это слово не имело негативного оттенка и изначально использовалось, чтобы указать на выбор человека или принадлежность к определенной партии или учению. Апостол Павел, рассказывая о себе, говорил о том, что он строжайше придерживался “учения” (αιρεσις) фарисеев. “…они издавна знают обо мне, если захотят свидетельствовать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению” (Деян. 26:5).

В Послании к Коринфской церкви Павел рассматривает это явление, как расхождение во взглядах, которое было присуще местной общине верующих: “Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные” (1 Кор. 11:19).

А в Послании к галатам, это явление осуждается, как один из плодов плоти. “…идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси” (Гал. 5:20).

Перечитывая книгу “Великая борьба”, можно увидеть, что в различное время еретиками называли: вальденсов, последователей Яна Гуса, Лютера и его последователей, а также всех, кто отступал от общепринятых религиозных взглядов и правил, кто измерял свою жизнь и убеждения эталоном Божьего Слова.

На основании идей, открытых этими людьми, вырастали протестантские церкви, и позже возникло адвентистское движение. “Никогда человечество в достаточной степени не поймет того, сколь многим обязан мир этим людям. Их клеймили позором как еретиков, их мотивы ставились под сомнение, на них клеветали, их письменные труды скрывались, и смысл их искажался. Однако, невзирая ни на что, они оставались непоколебимы и из поколения в поколение передавали свою веру во всей чистоте как священное наследие для грядущих поколений.”3

Можно сказать, что адвентистская церковь была основана на лучших идеях реформаторов, идеях которые согласовывались с Библией и отличались от наслоившихся с годами человеческих предрассудков и традиций.

Как же так случилось, что в самой адвентистской церкви, которая имеет исторический опыт исследования Библии, поиска доктрин и опыт страданий от преследований, в последние годы все чаще начали возникать идеи, движения и группы, которые также называются еретическими?

Почему люди, которые жертвовали своей работой, родственными отношениями и друзьями ради принадлежности к церкви, сегодня не считают ее своей?

Почему люди, которые отдавали свое время, строя молитвенные дома, жертвовали свои средства на церковное служение, всеми силами защищали церковное учение и прилагали усилия, чтобы созидать церковь, сегодня безжалостно критикуют ее и оставляют, а другие намеренно организуются в группы, чтобы ей противодействовать?

Когда время от времени мне приходится встречаться с такими людьми или получать письма, я вижу прежде всего их боль оттого что их не поняли или отвергли; часто эта боль перерастает в агрессию. Что-то заставляет их регулярно писать длинные письма, в которых они объясняют свою точку зрения. Что-то заставляет их рассылать эти письма незнакомым людям в надежде, что к ним прислушаются. Порой даже их близкие родственники не догадываются, что они в оппозиции к церкви. Для мира они остались адвентистами, для церкви они – отступившие.

Если для нас они еретики, то кем являемся мы по отношению к ним?

В последнее десятилетие изменилась апологетика адвентистской церкви. Если раньше нужно было знать основания для соблюдения таких доктрин, как Закон Божий, суббота, здоровый образ жизни, природа человека, то сейчас все чаще поднимаются вопросы спасения по благодати, личности Божества, толкования пророчеств. В последние годы церковные апологеты больше заняты защитой истины внутри самой церкви, нежели решением вопросов, имеющих отношение к миссии церкви.

В чем причина таких перемен? Каковы причины современных церковных расколов? Каковы пути их преодоления? Как реагировать на проблемы, возникающие как в среде руководства, так и в поместных общинах?

Причины возникновения ересей

Чтобы ответить на эти вопросы, я решил обратиться к членам церкви, которые непосредственно участвуют во внутрицерковной жизни и являются свидетелями конфликтов и разделений.
Также я обратился к группам в социальных сетях, которые позиционировали себя как «оппозиция» по отношению к церкви. Некоторые из этих групп, в которых обсуждаются сугубо “адвентистские” вопросы, включают в себя от 600 до 1500 человек.
Для исследования данного вопроса было проведено анкетирование, ответы были получены от 354 человек. Анкета состояла из двенадцати вопросов.

Проанализировав ответы на эти вопросы, мы можем сделать определённые выводы, которые, возможно, помогут нам разобраться в существующих проблемах.

Средний возраст опрошенных – 43 года, а средний церковный стаж – 15 лет, что говорит о достаточном жизненном духовном опыте. Такой период позволяет “пережить” смену руководства в местной Конференции и смену в поместной общине нескольких пасторов.
Как правило, люди находящиеся в Церкви свыше 10 лет достаточно хорошо знают Священное Писание, учение церкви, и Церковное руководство, чтобы анализировать и реально оценивать происходящие события.

Анкетирование показало, что практически 100 % ответчиков на данный момент знают все церковные доктрины, однако перед крещением 27% знали их частично, а 15% опрошенных не понимали их или не были ознакомлены с ними. Поскольку подготовка членов церкви ко крещению в первую очередь беспокоит пастора и, конечно же, церковный совет местной общины, Церковное руководство гласит: “Пасторы должны разъяснить кандидатам основные положения адвентистского вероучения и связанную с этим церковную практику, чтобы всякий, вступающий в Церковь, обладал крепкой духовной основой” 4.

Понятно, что перед принятием крещения, каждый новообращённый не может во всей полноте знать доктринальное учение, но этот недостаток зачастую компенсируется, чтением литературы, проповедями на доктринальную тематику, самостоятельным исследованием Библии и индивидуальными беседами по определённым темам. Ответственность за научение такого человека возлагается не только на служителя, но и на других членов церкви. Сам новообращённый также обязан со всей серьезностью отнестись к изучению основ веры Церкви, к которой он желает присоединиться. Если придерживаться существующего порядка принятия человека в члены церкви, представленного в “Церковном руководстве”, то проблем, связанных с незнанием доктрин, в общем, возникать не должно.

Как выяснилось в результате опроса, все опрошенные понимают значение церкви в их жизни и на вопрос: “Дорожите ли вы вашей церковью?” ответили утвердительно, а некоторая часть из них (12%), кроме отметок, дописали слово “очень”.

На шестой вопрос: “Замечали ли вы недостатки вашего церковного руководства?” – 60% человек ответили положительно, 4% не дали ответ.

По седьмому вопросу «Как правильно реагировать на недостатки руководства?» было предложено написать свои варианты ответа, эти результаты приведены в таблице 1.

Таблица 1

Как правильно реагировать на недостатки руководства %
Не дали ответа 13
«Взглянуть на себя» 2
«Спокойно. Все ошибаются» 2
«Молиться о них» 30
«Согласно Божьему Слову» 6
«Решать вопросы с руководством, говорить в личной беседе, с любовью обличать, вносить предложения» 19
«Молиться и говорить» 23

Основным вопросом анкетирования был восьмой вопрос: “Укажите, пожалуйста, какова, на ваш взгляд, причина возникновения расколов и еретических учений в церкви?”, варианты ответов в процентном отношении приведены в таблице 2.

Таблица 2

Причина возникновения расколов, еретических учений в церкви %
Не дали ответа 6
«Проблема человеческого характера» 58
«Ошибки руководства» 17
«Нарушенные отношения между людьми» 40
«Незнание Бога» 6

Большинство опрошенных, 68%, ожидают перемен в церкви. Среди предложенных изменений предпочтение отдается духовности и личным преобразованиям.

Предложенные перемены записаны в таблице 3.

Таблица 3

Какие изменения должны произойти в церкви? %
«Все должно измениться» 2
«Ничего не должно меняться» 6
«Учение церкви» 2
«Духовность в церкви» 44
«Миссионерская работа» 29
«Пасторы» 4
«Состав руководства» 2
«Реформа здоровья» 12
«Изменения в моей жизни» 56
«Единство церкви» 35
«Моя посвященность» 38
«Духовный уровень членов церкви» 35

Пребывание в церкви является преимуществом. Когда человек самостоятельно оставляет церковь не по причине наложения на него церковных взысканий или потери веры в Библейское учение, то это событие должно переживаться общиной, как наиболее болезненное.

Каждый член церкви вносит свой посильный вклад в созидание церкви. Это строительство молитвенных домов, миссионерский труд, участие в церковном служении, материальная поддержка церкви. Многим трудно досталось церковное членство. Им пришлось пройти через непонимание друзей и родственников, отказаться от работы связанной с нарушением Божьих заповедей, и, иногда, эти переживания адвентистам приходится переживать снова и снова на протяжении всей своей христианской жизни.

Что же тогда заставляет некоторых из этих людей восставать против того, чему раньше они готовы были посвятить всю свою жизнь?

Еретические настроения не возникают в один момент. Должно пройти какое-то время прежде чем человек начнет роптать и возмущаться против того, что раньше он считал самым святым и дорогим на этой земле. И на это должны быть соответствующие, веские причины.

Процесс отступления от церкви можно разделить на несколько этапов. Схематически это показано на рисунке.

1-й этап. Человек замечает проблемы, у него появляются сомнения, замечания, но он находит ответы, оправдания, мало обращает на это внимание, умалчивает.

2-й этап. Замечая проблемы и вопросы, человек не находит ответов и оправданий. Ищет повода для подпитки своих сомнений. Происходит накопление негативной информации.

3-й этап. Человек открыто распространяет негативную информацию, происходит поиск единомышленников. На этом этапе таких людей можно легко заметить по темам, которые они поднимают и в личных беседах, и на публичных встречах. В это время еще возможен диалог и есть надежда для восстановления отношений.

4-й этап. Происходит восстание, возмущение, протест, взрыв эмоций, уход из церкви. На этом этапе, в подавляющем большинстве, в жизни человека происходят необратимые изменения. После того как человек разрывает свои отношения с церковью, его уже практически невозможно вернуть назад.

Бывают случаи, когда ложные взгляды принимают миролюбиво настроенные члены церкви. Почему такое происходит? В последнее время можно наблюдать вокруг церкви и внутри нее действия еретически настроенных группировок. Поскольку эти группы малочисленны, человек, попавший в такую группу, ощущает на себе больше внимания, нежели в церкви. Вероучение таких групп имеет небольшие отличия от учения церкви АСД, одинаковыми могут оставаться литература и учебные пособия. Такие условия делают переход члена церкви из общины в группу легким и относительно безболезненным. Однако, когда пропадет повод для критики, такие группы могут распадаться.

Будучи свидетелями возникающих конфликтов и разногласий, члены церкви приходят к выводу, что первоначальной и основной причиной возникновения ересей и церковных разделений являются неумение строить межличностные отношения и личные проблемы характера (так считают 40% и соответственно 58% опрошенных).

Доктринальные вопросы, как причина для разделений, указываются лишь на втором месте. То есть, хотя существует определенная часть верующих, которые не понимают глубин толкования библейских истин, однако, это не беспокоит их и не мешает им оставаться членами церкви, для них церковь по-прежнему остается ценной.

Таким образом некоторые проблемы, связанные с толкованием библейских истин и с пониманием событий истории адвентистской церкви, можно решить через простые, своевременные пасторские посещения. Иногда человеку достаточно быть услышанным, чтобы оставить свои сомнения. Многих разделений можно избежать через восстановление дружеских отношений. В качестве профилактики возникновения ересей в церкви необходимо своевременно говорить проповеди на сложные темы, которые возникают в общине. Очень важно учить церковь не только умению соблюдать день покоя или понимать природу Личностей Бога, но так же учить прощать и смиряться, уметь примиряться, находить понимание и проявлять любовь к ближнему.

Характерной чертой нынешних еретических движений является отсутствие у них единого доктринального учения, опираясь на которое они могли бы обосновать свое несогласие с церковью. То, что объединяет всех их – это критика церкви. Часто критика сопровождается агрессией, что может свидетельствовать о невоспитанности и сложности характера.

Если же критические замечания решать согласно правилу, написанному в 18 главе Евангелия от Матфея: “Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего”, то такая критика может быть конструктивной и созидательной.

Большинство опрошенных (56%) понимают, что спасение зависит не от изменений, которые должны произойти в других, а от своего личного приготовления.

Необходимо также обратить внимание и на небольшое количество пожеланий в адрес пасторов. Проблемы существуют, и люди, конечно замечают эти проблемы. Идеальных пасторов не бывает. Если сатана находил ошибки в Божьем правлении, то тем более они могут присутствовать в работе человека.

Члены церкви готовы с терпением и пониманием относиться к таким вопросам, как некомпетентность, низкий уровень проповедования, посредственное служение, низкий профессионализм в отношении разных сфер церковной деятельности, а также многое другое.

Вместе возможно проходить через ошибки, учиться, возрастать. совершенствоваться, но при этом должно соблюдаться одно условие: между пастором и членами церкви постоянно должны поддерживаться дружеские или просто добрые взаимоотношения и сотрудничество. Если между людьми нет понимания, то все недостатки. а также вызывающие непонимание доктринальные вопросы могут восприниматься как повод для разногласий.

Можно наблюдать, что некоторые так называемые еретические, оппозиционно настроенные группы в общинах исчезали после смены пастора.

Руководителям всех уровней необходимо быть внимательными и прислушиваться к мнению членов церкви. Некоторые замечания могут быть необоснованными, а на некоторые стоит обратить внимание.

Другой вариант борьбы с критикой – не давать для нее повода, особенно если это касается греха или злоупотреблений служебным положением в церкви. Честность и святость должны быть отличительными характеристиками адвентистского служителя.

Также мы должны понимать, что не пасторы подталкивают свою паству к спасению и не паства идет за пастором, мы все вместе учимся, преодолевая несовершенства, оставляя грехи и следуем за Христом. Мы можем быть грешниками, но мы не должны быть отступниками.

Профилактика ересей

Следующие рекомендации могут помочь в работе с еретически настроенными группами:

Рекомендации пасторам и администраторам церкви

– необходимо оказывать личную поддержку рядовым пасторам, кроме информации, материалов, семинаров, жизненно необходимо иметь личное общение;

– быть открытыми и доступными для решения трудных вопросов;

– главным приоритетом в административном служении считать работу с людьми, работу с конкретным человеком;

– повышать свой образовательный и культурный уровень;

– тщательно выполнять пасторские обязанности;

– проводить меры профилактического характера;

– высокий приоритет в служении ставить не только на приобретение, но и на воспитание членов церкви;

– быть готовым жертвовать своими преимуществами и уютом ради спасения людей;

– быть принципиальным в исполнении норм и требований церковного руководства;

– любить людей.

Рекомендации членам церкви:

– дорожить своей церковью;

– направлять силы на созидание, а не на разрушение церкви;

– оказывать всяческую поддержку братьям и сестрам, быть внимательным к их нуждам;

– учиться правильно высказывать замечания и пожелания;

– прислушиваться к мнению всей церкви;

– уметь прощать и любить.

Качество церкви, ее благополучие зависит, скорее всего, не от количества полученных ею знаний, а от сплоченности ее членов, от умения сотрудничать и оказывать взаимопомощь, от посвященности и духовности.

Как поступать с еретиками?

Известно выражение. что еретиком является не тот, кто горит, но тот, кто поджигает огонь. Сколько существует христианская церковь, столько ей приходилось бороться с ложными учениями внутри нее самой. В средневековье еретика в случае признания вины сжигали на костре, а если он не признавал вину, то могли предать пыткам, смерти или пожизненному заключению.5

Позже можно видеть, что и протестанты не всегда отличались лояльностью к отступникам и не брезговали старыми методами борьбы с инакомыслием. Так, за борьбу с англиканской церковью, был казнён Томас Мор, автор “Утопии”. В Женеве, по приказу реформатора Жана Кальвина сжигают теолога и врача Мигеля Сервета, который перед этим спасся от преследований инквизиции.

Первыми переселенцами в Новом Свете религиозная нетерпимость была законодательно закреплена на государственном уровне, что, в начале так же неизбежно привело к гонениям и преследованиям инакомыслящих6.

Если в церковной среде возникают еретические течения, то церковь должна строить свои отношения с такими людьми на основе библейских указаний. После того как церковь предприняла все усилия по вразумлению человека и это не принесло положительного результата, такой человек должен быть исключен из общины: “Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся…” (Тит.3:10).

На протяжении всей истории христианства главным врагом церкви всегда был сатана и он использовал все методы, от внешних преследований до внутренних разделений, чтобы уничтожить ее.

Последствия еретических настроений могут быть непоправимыми. Как показывает практика, многие из оставивших церковь уже больше в неё не возвращаются. Но необходимо помнить, что наши усилия должны быть направлены на борьбу с ложным учением, а не с человеком.

Нужно стараться оставить в заблудшем, насколько это возможно, понимание того, что церковь ждет его возвращения. Даже если они еретики, то мы, остаемся последователями Христа. Если мы, по заповеди Христа, должны любить врагов наших, то неужели мы должны перестать любить наших, к сожалению, бывших, братьев?

  1. Herodotou Histories arodexis/ Http:/books.google.co.uk/books/about/
  2. Aristoteles Politik in acht Buchern; der Urtext.
  3. Э. Уайт “Великая борьба” глава 5 “Вальденсы” с. 61
  4. Церковное руководство Церкви Адвентистов Седьмого Дня. Пересмотренное издание Генеральной Конференции Церкви Адвентистов Седьмого Дня 2015г. Глава 6. Церковное членство.
  5. Яков Шпренгер. Генрих Инститорис “Молот ведьм” Пер. Н. Цветков
  6. Э. Уайт. “Великая борьба” глава 17 “Вестники рассвета”.

Николай Натёс.

Журнал «Альфа и Омега» №50 (2/2017)

image_pdfimage_print
Facebook
Twitter
LinkedIn
In this article:

Welcome Back!

Login to your account below

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Add New Playlist