Главная цель данной статьи — анализ дискуссии об истолковании зверя из 17-й главы книги Откровение в связи с загадочным числом 666. По этой теме читатели Библии задают много вопросов, и на них нужно давать ответы.

Число 666 из текста Откр. 13:18 всегда было загадкой для людей. В течение последних лет появились новые предложения по его истолкованию, и некоторые считают их чуть ли не «новым светом». Новые толкования привлекают многих членов церкви. Так, существует предположение, что число 666 имеет непосредственное отношение к именам пап. Зверь, выходящий из моря в 13-й главе Откровения, и зверь из 17-й главы рассматриваются как в общем-то одна и та же сила — папство.

Подчеркивается, что семь голов зверя из 17-й главы Откровения описываются более детально, чем семь голов зверя, выходящего из моря. Следовательно, число 666 и семь голов из 17-й главы вполне могут быть связаны, чтобы дать новое истолкование этому таинственному числу. О семи головах в Откр. 17:10, 11 говорится следующее: «И семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель».

Начиная с 1 798 года было использовано только семь имен для пап: Пий (Pius) — 12 раз, Лев (Leo) — 13 раз, Григорий (Gregory) — 16 раз, Бенедикт (Benedict) — 14 раз, Иоанн (John) — 12 раз, Павел (Paul) — 6 раз и Иоанн Павел (John Paul) — 2 раза. Складывая цифры каждого числа: 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10+11+12 для имени Пий, которое использовалось 12 раз, получаем число 78. Проделывая такую же процедуру с именем Лев, получаем 91, так как оно использовалось 13 раз. Так, складывая цифры каждого числа имен, а затем суммируя их, получаем число 665, что приводит подобных исследователей к выводу, что последний папа есть седьмая голова, получившая смертельную рану (попытка покушения на папу Иоанна Павла II в 1 981 г.), которая была исцелена.

Придя к власти, он будет использовать имя, которое не носил до него никакой другой папа, он будет антихристом и восьмой головой. Поэтому его имя будет считаться цифрой «один», таким образом, будет получено число 666. Если новый папа, однако, будет использовать имя Иоанн Павел III, он будет антипапой, который будет низведен с должности, и за ним последует антихрист. Нет необходимости говорить о том, что подобный сценарий основан на голых предположениях и представляет, по сути, «мягкую» попытку установить точное время Второго пришествия Христа.

Существует и множество других предположений истолкования 17-й главы книги Откровение. Одно предположение — рассматривать шестую голову/царя как Иоанна Павла II. Однако многие интерпретаторы Откровения, особенно адвентистские, указывают на то, что головы/цари/горы представляют собой царства, а не отдельных царей1. «Говорили, что четыре зверя из 7-й главы книги пророка Даниила представляли четырех царей (см. Дан. 7:17), хотя, если говорить более точно, Даниил имеет в виду царства, которыми они правили»2.

1. Проблема

Перед изучением 17-й главы книги Откровение необходимо ответить на несколько основных вопросов:

1) Один ли и тот же зверь имеется в виду в Откр. 13 и Откр. 17 или он представляет другую силу?

2) Какое время охватывает это видение? Описывает ли Иоанн события первого века или в видении он перенесен в далекие времена?

3) Параллельно ли описание зверя в Откр. 17:8: «был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель» описанию рогов в 10-м тексте, где говорится: «из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел» или эти разные стадии описания зверя не являются прямым совпадением с разделением голов?3

4) Как истолковывать то, что символизируют головы? Мы обратимся к этим вопросам и попытаемся ответить на них.

Внутри адвентистской церкви исследователи Библии по-разному истолковывают тексты о звере из 17-й главы книги Откровение, а также тексты о головах. Библейский комментарий Церкви адвентистов седьмого дня указывает несколько точек зрения на этот вопрос, но ни одна из них не является догматичной.

1) Некоторые адвентисты придерживаются той точки зрения, что «был» — это фаза, когда зверь символизировал языческий Рим, что «нет его» — это фаза между языческим и папским Римом и что «выйдет» — это фаза папского Рима4.

2) Другие увязывают «был» с указанным в Библии периодом о звере и его семи головах, период «нет его» — с интервалом между ранением седьмой головы и возрождением зверя как «восьмого», а период «выйдет» — с возрождением зверя, когда он становится «восьмым»5. В этом случае период «был», скорее всего, относится к папскому Риму, а «выйдет» — к его возрождению после исцеления смертельной раны.

Головы понимаются некоторыми как «политическая оппозиция народу и делу Божьему»6. Кто-то считает, что пять голов зверя из 7-й главы книги Даниила и малый рог — это империи, от Вавилонской до папства, шестая голова — это зверь из бездны (см. Откр. 11), то есть Французская революция, а седьмая голова — зверь из земли (см. Откр. 13) — США. Есть еще одно предположение: пять голов — это пять империй: Египет, Ассирия, Вавилон, Мидо-Персия и Греция, шестая голова — это языческий Рим, седьмая голова — папский Рим7. Разница между второй и третьей точками зрения на вопрос истолкования голов состоит в том, что во второй точке зрения шестая голова помещается в 1 798 г., а в третьей точке зрения шестой зверь представляет время, в которое жил Иоанн, а именно — первый век. Позже нам необходимо будет обратиться к этому вопросу.

Последняя интерпретация может считаться достаточно убедительной, но не окончательным словом в отношении одного из самых сложных отрывков Писания.

Следует отметить, что, хотя зверь, выходящий из моря в Откр. 13, и зверь из Откр. 17 имеют некоторые общие элементы, между ними существуют также и важные различия. Общие элементы: оба имеют семь голов и десять рогов (13:1; 17:7). У морского зверя «уста, говорящие… богохульно» (Откр. 13:5), другой зверь «преисполнен именами богохульными» (Откр. 17:3). Оба зверя — это силы, противостоящие Богу, Иисусу и святым (см. Откр. 13:6–8; 17:14). Вместе с тем примечательны и различия: зверь, выходящий из моря, имеет диадемы на рогах (см. Откр. 13:1), зверь из 17-й главы не имеет диадем. Нет информации о цвете морского зверя, а о другом звере говорится, что он багряного цвета (см. Откр. 17:3). Морской зверь выходит из моря (см. Откр. 13:1), а зверь, на котором сидит вавилонская блудница, приходит из пустыни (см. Откр. 17:8). Можно предположить, что эти звери символизируют разные сущности, хотя разделяют общие характеристики и стремятся к достижению одних и тех же целей.

2. Бездна

В Откровении бездна, из которой приходит зверь, упоминается семь раз:

1) В Откр. 9:1 звезда, упавшая с неба, имеет ключ от бездны;

2) в Откр. 9:2 эта звезда открывает бездну;

3) в Откр. 9:11 царь саранчи — это ангел бездны по имени Аваддон (Аполлион);

4) в Откр. 11:7 зверь, выходящий из бездны, убивает двух свидетелей;

5) согласно Откр. 17:8 зверь, на котором сидит великая блудница, «был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель»;

6) в Откр. 20:1 ангел, сходящий с неба, имеет ключ от бездны;

7) наконец, в Откр. 20:3 этот ангел связывает сатану на тысячу лет и низвергает его в бездну. После этого периода сатана будет освобожден.

Важно отметить, что четыре ссылки из перечисленных принадлежат к исторической части книги Откровение8 и что все ссылки находятся в видении о трубах (см. Откр. 8:2–11; 18).

Упавшая звезда, упомянутая в Откр. 9:1, 2, имеет возможность открыть бездну и принести катастрофу, страдания и мучения, и она символизирует сатану. В книге Иова 38:7 сыны Божьи, небесные существа, названы утренними звездами. Падшая утренняя звезда появляется и в Ис. 14:12. За вавилонским царем стоит некто гораздо больший, к кому обращено послание, — сатана, настоящая падшая звезда. Согласно Лк. 10:18 Иисус видел сатану как падшую звезду. В книге Откровение звезды символически могут указывать на ангелов семи церквей, возможно религиозных руководителей и учителей (см. Откр. 1:20), небесных существ, таких как Иисус, светлая утренняя звезда (см. Откр. 22:16), или падших ангелов (12:4, 9). В Откр. 9:1 мы слышим об одной падшей звезде, которая, согласно Откр. 8:10, является большой звездой и чьи действия приносят негативные результаты. Скорее всего, она символизирует сатану, который, согласно Откр. 12:7–9, был изгнан с небес.

Очевидно, что царь саранчи и ангел бездны из Откр. 9:11, названный Аваддон, или Аполлион, или губитель, это — падшая звезда, сатана. Его бесовская армия атакует человечество.

В Откр. 11:7 зверь, выходящий из бездны и временно убивающий двух свидетелей Божьих (гибель Ветхого и Нового заветов во время Французской революции), это опять сатана9. Нет никаких оснований увязывать бездну из Откр. 11, часть того же самого видения о трубах, с другой личностью.

Однако в Откр. 20:1–3 картина меняется. У сатаны отобрана власть открывать бездну. Эта власть была дана ему Богом (см. Откр. 9:1), Который всегда контролирует ситуацию. Теперь же сам сатана связан ангелом и помещен в бездну на тысячу лет. Кажется, что Откр. 17:8 указывает именно на эту ситуацию. Зверь, который «был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель», — это сатана, который представлен в Откр. 12 в образе большого красного дракона.

Очевидно, что все ссылки, связанные с бездной в книге Откровение, имеют отношение к сатане. Этот термин употребляется еще в двух местах Нового Завета. В Рим. 10:7 бездна может означать царство мертвых. Но в Лк. 8:31 бесы просят Иисуса не отправлять их в бездну.

И опять это понятие связывается с сатанинскими силами. Следовательно, мы можем предположить, что зверь, на котором сидит Вавилон, означает сатану, который действует на земле через политические силы.

3. Контекст и временные рамки 17-й главы книги Откровение

Книга Откровение состоит из двух частей. Первая часть (главы 1–14) представляет собой описание нескольких серий исторических событий, простирающихся от времени Иоанна до окончания земной истории. Вторая часть (главы 15–22) относится к событиям последнего времени и называется эсхатологической частью. Тогда как описание дракона и зверя, выходящего из моря, находится в исторической части книги, описание зверя из 17-й главы относится к разделу о последнем времени. Уже поэтому следует ожидать разницу между этими зверями.

Главы 15 и 16 книги Откровение описывают семь последних язв. Шестая язва описывает высыхание реки Евфрат, реки Вавилона, пришествие царя с Востока, а именно Иисуса, и небесного воинства, и Армагеддон.
Седьмая язва описывает суд над Вавилоном и время, когда он разделится на три части. Этот суд более детально объясняется, начиная с 17-й главы Откровения.

Связь язв с последующими главами очевидна. В Откр. 17:1 один из ангелов с чашами представляет Иоанну суд над вавилонской блудницей, который описан в гл. 18, 19, в то время как описание суда над зверем из бездны, на котором сидит блудница, следует в главе 20. Другой Ангел с чашей затем представляет Иоанну невесту Агнца, Новый Иерусалим — Откр. 21:9–22:6. Отрывок из Откр. 17:8–12 должен интерпретироваться именно в этом контексте.

Структура 17-Й главы книги Откровение

1. Повествование: к Иоанну подходит один из ангелов с чашей (1а).
Речь ангела:
Речь 1 (1б—2) — суд над блудницей
2. Повествование: Иоанн переносится в пустыню (3а).
Видения:

ƒВидение 1 (3в—5) — блудница на звере с семью головами и десятью рогами как мать блудниц, великий Вавилон

ƒВидение 2 (6а) — блудница и святые
3. Повествование: Иоанн удивляется (6б).
Речи ангела:

ƒРечь 2 (7–14) — зверь, головы, рога и их будущая битва против Агнца и верных Ему.

ƒРечь 3 (15–18) — воды, битва рогов и зверя против блудницы, блудница как великий город.

В апокалиптической литературе, как, например, в книге Даниила, за видением часто следует объяснение (см. Дан. 7:1–15 и 7:16–28 или Откр. 1:16 и 1:20). После вступительной речи ангела в Откр. 17 мы встречаем два коротких видения, за которыми следуют более длинные объяснения. В своей вступительной речи ангел обещает Иоанну, что суд над блудницей будет ему открыт. Однако следующие два коротких видения (см. Откр. 17:3б—5 и Откр. 17:6а) не фокусируются на суде, но представляют зверя с семью головами и десятью рогами. К тому же следующие ангельские речи не только объясняют упомянутые выше силы, но подробно останавливаются на суде, упомянутом в первой речи ангела. Они предоставляют дополнительную информацию, не содержащуюся ни в одном из двух видений. Поэтому ангельские речи — это не просто объяснение видений, но добавление нового понимания.

Два видения Откр. 17:3б—6а описывают женщину-блудницу и ее деятельность в историческое время (ср. 17:4 и 14:8). С другой стороны, в своем объяснении ангел представляет и другие силы, описанные в начале 17-й главы (за исключением зверя), а также описывает зверя и рога в их последней битве против Агнца, в их битве против блудницы, что является судом для нее. Союзники блудницы обратятся против нее и разрушат ее. Зверь также будет уничтожен. Все три речи ангела в этой главе имеют отношение к суду.

При описании последних событий земной истории рогам и зверю уделяется больше внимания, чем головам. Здесь не говорится прямо о головах как вовлеченных в последнюю битву. Это может указывать на то, что головы более связаны с течением истории и, возможно, с самой блудницей, в то время как рога в союзе со зверем играют важную роль в последней битве против Иисуса и в битве против блудницы. Эти рога придут к власти в будущем и объединятся со зверем «на один час». Вот два последующих наблюдения по порядку. Но прежде чем обратиться к ним, мы представим более детальный план второй и третьей речи ангела.

Вторая и третья речь ангела

Вторая: (7–14)
Вступление (7)
А. Зверь (8—9а) Которого ты видел
Б. Головы (9б—11) Головы — это семь гор и семь царей
В. Рога (12–14) Которые ты видел Рога — это десять царей ТРЕТЬЯ (15–18)
А. Воды (15) Которые ты видел Воды — это люди, толпы, народы и языки
Б. Десять рогов и зверь (16, 17) Которого ты видел
В. Блудница (18) Которую ты видел Блудница — это великий город

Блудница, воды, головы, рога определены. В каждом случае при этом используется выражение типа «воды — это…». Единственное существо, которое не определено прямо, — это зверь (см. Откр. 17:8—9а). Есть еще один раздел в речи третьего ангела, который имеет отношение к зверю и рогам, в котором отсутствует определение (см. Откр. 17:16, 17). Однако то, что символизируют собой рога, было объяснено ранее. Тем не менее опять не дается толкование зверя, хотя мы и слышим о его делах.

В то время как зверь представлен как необъясненный символ, описание его голов достаточно интересно. Вторая речь ангела имеет отношение к зверю, головам и рогам. Третья речь имеет отношение к водам, рогам, зверю и блуднице. В этих шести секциях или разделах пять раз используется фраза «которые ты видел», она используется со всеми символами, кроме голов. Это можно расценить как совпадение, но возможно и обратное. В любом случае, когда мы пытаемся определить силы, задействованные в Откр. 17, в соответствующих терминах, мы должны признать, что это головы, которые формируют точку отсчета. Пять голов уже пали, одна есть сейчас.

Фраза «один есть» должна каким-то образом соотноситься с эпохой Иоанна. Существует определенное время, в котором находился Иоанн и в котором находилась одна из голов, которая «есть». Естественно возникает вопрос: было ли это время первым столетием, когда жил Иоанн, или это относится ко времени каких-то будущих событий, которые были показаны ему в видении?

Точно так же, как фраза «один есть» имеет отношение к головам, выражение «нет его» имеет отношение к зверю. Зверь был, его нет, и он выйдет из бездны и пойдет на погибель. Зверь одинаковым образом описан три раза в Откр. 17:8, 11:
1. «Был», «и нет его», «и выйдет из бездны», «и пойдет в погибель».
2. «Был», «и нет его», «и явится».
3. «Был», «и которого нет», «есть восьмой, «и пойдет в погибель», «и из числа семи».
Как фраза «один есть» имеет отношение ко времени Иоанна — первому веку или к более позднему времени, фраза «нет его» (зверя) также может иметь отношение к Иоанну и, следовательно, к историческому прошлому.

Оправдано ли такое заключение? Вряд ли.

  1. Хотя обе фразы используют настоящее время, трудно предположить, что в то же самое время как зверя уже нет, одна из его голов все еще существует (есть).
  2. Зверь в этой главе не определен. Заявления, относящиеся к зверю, описывают его в контексте конца времени и указывают на будущий суд над ним. Поэтому фраза «и нет его» необязательно должна быть связана с временем Иоанна.
  3. Выражение «и нет его» может быть понято как будущее развитие, так как настоящее время в книге Откровение часто используется для описания будущего (см. 17:11–13; 16:15). Более того, фраза «пойдет в погибель» в том же предложении используется в настоящем времени (см. др. переводы), хотя это будет конец зверя.
    То, что зверь не определен, и то, что головы определенным образом выделены, может указывать на тот факт, что зверя нужно понимать, в основном, с перспективы будущего, а головы рассматривать как своеобразный ключ к пониманию Откр. 17.
  4. Вторая часть Откр. 17:8 соединяет выражения о звере «и нет его» / «и явится» с реакцией обитателей земли. Но это изумление живущих на земле произойдет в будущем, большая часть из событий относится, вероятно, к последним событиям и последнему времени этого мира10.
  5. Как книга Откровение интерпретирует будущее зверя, выходящего из бездны? Ответ: в Откр. 20 говорится, что сатана будет освобожден из заключения в бездне. Другими словами, фазу, когда зверь выходит из бездны, и его последующее уничтожение описывают события, которые будут происходить после Тысячелетнего царства. Поэтому фазу «нет его» необходимо понимать как время Тысячелетнего царства. Первая фраза, описывающая зверя, когда «он был», относится к историческому времени и завершается с началом Тысячелетнего царства. Это время, которое указывает на деятельность сатаны в течение истории человечества до Второго пришествия Христа. Головы, главным образом, попадают в этот период, в то время как десять рогов, кажется, выступают на сцену событий только в самое заключительное время истории. Однако Иоанн уделяет особенное внимание суду и, следовательно, событиям, происходящим одновременно со Вторым пришествием Христа и после него.

Семь голов разделены на три группы, а восьмая добавляется после: а) «пять пали»; б) «один есть»; в) «другой еще не пришел» и г) «есть восьмой» — это зверь.

Хотя довольно заманчиво ассоциировать фазы (периоды) зверя с делением на периоды голов, текст к этому не обязывает. Если фазы зверя и деление на группы этих голов понимать как параллельные во времени, тогда фаза зверя «и нет его» должна сочетаться с периодом головы «один есть». Если мы следуем предложенному выше объяснению относительно зверя из бездны, такой подход будет невозможным, потому что параллелизм будет требовать того, чтобы один царь/царство выжил во время тысячелетия — периода, в течение которого зверя «нет». Это исключается Откр. 19 и 20. Более того, как указано выше, как может зверь быть в состоянии «и нет его», в то время как одна из его голов («один есть») существует? Это не только странно, но требует просто фантастической интерпретации. Таким образом, мы приходим к выводу, что не стоит рассматривать периоды зверя и периоды голов как параллельные во времени.

Естественное понимание Откр. 17:10: «и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть», кажется, включает в себя то, что в то время, когда Иоанн писал книгу Откровение, пять царей пали, а шестой правил. Нам не сказано, что Иоанн был перенесен в другое время.

Очевидно, Иоанн жил во время периода шестой головы. В дополнение к этому книга Откровение, прежде всего, написана для христиан, живших в первом столетии. Вероятно, они понимали 10-й стих таким образом, что шестая голова относится к тому времени, в котором они жили. Если мы предположим, что шестая голова не правила, когда писалось Откровение, и Иоанн был перенесен в другое время, тогда мы не сможем прийти к какому-то определенному толкованию Откр. 17, потому что совершенно невозможно определить, в какое именно время Иоанн был перенесен, было ли это первое столетие по Р. Х., Средние века, время сразу же после 1 798 года или какое-то еще более позднее время. В этом случае пророчество, содержащее хронологические заявления, становится просто бессмысленным.

Вот что заявляет Джон Паулин: «В видении пророк может путешествовать от земли к небесам и путешествовать от прошлого времени до конца времен. Видение не обязательно происходит во времени пророка и месте, где он находится. Но после того, как пророку дается объяснение видения, это объяснение всегда происходит во время, на месте и в обстоятельствах, где находится пророк«11.

Согласно этому принципу толкование голов является ключевым. Шестая голова помещена в контекст первого столетия нашей эры.

Кеннет Стрэнд пишет о звере и головах: «Искать исполнение в истории, например, фазы „нет его“ зверя из главы 17, тогда как эта фаза, очевидно, рассматривается с точки зрения суда, нелогично. А если относиться ко всей 17-й главе как к исторической, а не как к эсхатологическому исполнению, можно вообще потерять истинный смысл главы и всей второй части книги Откровение, в которой находится эта глава».

Это вовсе не означает, что здесь нет абсолютно никаких исторических параллелей. Например, объяснение семи голов и десяти рогов должно происходить с позиции эпохи Иоанна, когда он писал эту книгу. Иначе как еще можно дать объяснение этим символам, кроме как в терминах, соотносимых с исторической реальностью, даже если видение само по себе исходит из перспективы эсхатологического суда, то есть эпохи, соответствующей фазе «нет его»? Другими словами, хотя Иоанн видит видение в фазе «нет его» (суд), головы и рога — это исторические сущности, принадлежащие фазе «был«12.

4. Предлагаемая интерпретация

«Зверь». Мы уже предположили, что фаза существования зверя «был» имеет отношение к историческому времени. В это время сатана проявлял и проявляет активность посредством разных сил. Это время заканчивается со Вторым пришествием Иисуса Христа. В связи со Вторым пришествием Иисуса Христа сатана связан и помещен в бездну. Он входит в фазу «нет его». После тысячелетнего периода сатана освобожден из бездны.

Он действует, как это описано в главе 20 книги Откровение. Именно он является восьмым, хотя и выходит из числа семи. Но он будет судим и уничтожен Богом.

«Головы». Ко времени Иоанна пять голов — пять мировых империй — пали, а одна царствовала. Это была Римская империя. Пять предыдущих царств включали в себя Египет, Ассирию, Вавилон, Мидо-Персию и Грецию. Хотя можно логически посчитать количество царств, зная, какая империя существовала во времена Иоанна, в книге Откровение есть дополнительная информация, которая указывает на Египет как на первую империю. Египет упоминается по имени в Откр. 11:8.

Хотя этот Египет является символическим Египтом, потому что сказано, что Господь был распят там, это все равно напоминает нам о древней империи фараонов.

Это самая ранняя империя, упомянутая в книге Откровение. Стрэнд отмечает тот факт, что в книге Откровение говорится об «основной идее исхода из Египта«13.

Египет был мировой империей, которую сменила Ассирийская империя. Затем последовали царства, известные нам из 2-й, 7-й и 8-й глав книги Даниила. Шестая голова — Римская империя, а седьмая — папство.

Шестая голова и сокращение времени. Говорится о том, что седьмой голове «не долго быть». Некоторые предполагают, что эту фразу нельзя применять по отношению к папству, потому что папство уже существует дольше, чем некоторые из других царств вместе взятые. Слово oligos («маленький», «немного», «короткий») встречается в Откровении четыре раза.

В послании к семи церквам оно описывает количество вещей (см. Откр. 2:14) и людей (см. Откр. 3:4), тогда как в Откр. 12:12 и 17:10 оно имеет отношение ко времени.

Откр. 12:12 представляет особенный интерес, поскольку в тексте говорится, что после битвы сатаны с Михаилом и его победы «сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени». Это «короткое время» началось с распятия Христа и продолжается сейчас, растягиваясь по времени на два тысячелетия.

Продолжительность времени, описанного словом oligos, зависит от того, с чем его сравнивают. В Откр. 12:12 oligos определяет период времени с момента изгнания дьявола и распятия Христа до конца тирании сатаны над жителями земли. Этот период времени описан как oligos по сравнению с более чем четырьмя тысячами лет, предшествовавших распятию14. Следовательно, «малое время» седьмой головы не исключает существования папства, как исполнение того, что написано о седьмой голове.

«Десять рогов» означают политические силы, существующие во время правления седьмой головы, которые поддержат зверя (см. Откр. 17:13). «Нации земли, представленные десятью рогами, преследуют цель объединиться со зверем… принуждая жителей земли пить «вино» Вавилона… что значит объединение мира под его руководством и готовность уничтожить всех, кто откажется повиноваться«15.

Диаграмма.

Диаграмма, находящаяся в конце этой статьи, адаптирована из материала К. Стрэнда16. Она является кратким заключением нашей дискуссии и помогает нам увидеть связь между разными фазами и существами видения.

Заключение

Мы предполагаем, что: 1) Семь голов зверя представляют царства, а не индивидуальных царей. Вот эти царства: Египет, Ассирия, Вавилон, Мидо-Персия, Греция, Рим и папство. 2) Звери в Откр. 12, 13 и 17 не представляют одну и ту же власть. Зверь из главы 17 книги Откровение — это сатана, действующий через политические силы. Он активно проявляет себя в течение всей истории человечества. 3) Фазы зверя и разделение голов не прямо параллельны друг другу. Тогда как фазы зверя представляют историческое время, время Тысячелетнего царства и время после Тысячелетнего царства, головы должны быть помещены в историческое время.

С учетом этого шестая голова имеет отношение ко времени Иоанна — первому столетию нашей эры17.
Как упоминалось ранее, представленная здесь интерпретация — это вполне жизнеспособный вариант толкования, который следует принципам интерпретации, находящимся в Писании. Есть другие варианты, имеющие отношение к этому сложному отрывку, которые могут заслуживать внимания. Однако спекулятивные интерпретации, представленные во вступительной части данной статьи, равно как и другие, похожие на них, должны быть отвергнуты. Они являются абсолютно произвольными и полностью субъективными. Они накладывают на библейский текст идеи, которых нет в Св. Писании.

Хотя глава 17 Откровения описывает злые силы, которые довольно активны, Бог все равно контролирует ситуацию. Он произносит суд над врагами Своего народа и освобождает святых Своих от трудностей и преследований. «Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные» (Откр. 17:14).

Диаграмма

Зверь из 17-й главы книги Откровение
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭРА
«Был» Пять пали Первая голова
Вторая голова
Третья голова
Четвертая голова
Пятая голова
Один есть Шестая голова — эпоха Иоанна
Один еще не пришел
ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЭРА
«Нет его» «Бездна» (Тысячелетнее царство)
«Есть» Восьмая голова
«Пойдет в погибель» Погибель

Эккехардт Мюллер, Институт библейских исследований Генеральной Конференции Церкви АСД

1 See, e. g. Ranko Stefanovic, Revelation of Jesus Christ: Commentary on the Book of Revelation (Berrien Springs: Andrews University Press, 2002), р. 511, 512, 515.

2 George Eldon Ladd, A Commentary on the Revelation of John (Grand Rapids: Wm. Eermans Publishing Company, 1991), р. 227, 228.

3 Фаза «был» может быть параллельна выражению «пять пали», фаза «нет его» [зверя] может быть параллельна выражению «один есть», наконец, фаза «выйдет» может совпадать с выражением «другой еще не пришел».

4 See Fransis D. Nichol, ed., The Seventh-Day Adventist Bible Commentary (Washington: Review and Herald, 1957), 7:853.

5 Там же.

6 Там же, 7:854.

7 Там же, 7:854–856.

8 Историческая часть книги Откровение заканчивается после 14-й главы.

9 Ср. Ekkehardt Mueller, «The Two Witnesses of Revelation 11», Journal of the Adventist Theological Society, 13/2 (2002): 30–45.

10 «И удивятся» — будущее время (Откр. 17:8).

11 Jon Paulien, «The Hermeneutics of Biblical Apocalyptic», неопубл. статья, 2004, р. 25.

12 Kenneth A. Strand, Interpreting the Book of Revelation: Hermeneutical Guidelines, with Brief Introduction to Literaty Analysis (Worthington, OH: Ann Arbor Publishers, 1979), р. 54, 55.

13 Ср. K. A. Strand, «Victorius-Introduction’ Scenes» in Symposium on Revelation: Introductory and Exegetical Studies, Book 1, Daniel and Revelation Committee Series, edited by F. B. Holbrook (Silver
Spring: Biblical Research Institute, General Conference of Seventh-day Adventists, 1992), р. 67.

14 Nichol, 7:811.

15 Там же, 7:857.

16 Strand, Interpreting the Book of Revelation, р. 56.

17 Согласно Откр. 17:16 зверь и рога обращаются против блудницы, нападают на нее и уничтожают. В этом контексте головы не упоминаются, а только зверь и рога. Если головы, в основном, существовали в прошлом, как предложено выше, это объяснение имеет смысл.

По материалам Института Библейских Исследований ЕАД

Источник: logosinfo.org 

image_pdfimage_print
Facebook
Twitter
LinkedIn
In this article:

Welcome Back!

Login to your account below

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Add New Playlist