Это четвертая тема цикла «Библия и секс». Предыдущие части назывались «Святой секс: рай потерянный и обретенный», «Супружество в истории спасения» и «Убийцы семьи». 

Мы поговорим о том, как работают в Адвентистской церкви библейские правила супружеской жизни. Они отражены в «Церковном руководстве адвентистов седьмого дня». 

Там сказано, что при присоединении к этой Церкви отдельных вопросов по этике супружества не задают. А вот потерять членство в этой Церкви из-за нарушения таких норм вполне реально. 

Нарушения правил брака

В главе «Церковная дисциплина» узнаём (тут и далее цитирую издание 2010 года, с. 73), что в списке «Причин наложения [дисциплинарных] взысканий» значатся, в частности, такие пункты: 

«Нарушение седьмой заповеди Закона Божьего относительно супружества, христианской семьи и библейских норм нравственности. 

Сексуальное насилие над детьми, несовершеннолетними и беззащитными взрослыми людьми, прелюбодеяние, половая распущенность, кровосмешение, гомосексуализм, изготовление, использование и распространение порнографии, а также прочие половые извращения. 

Повторный брак разведенного лица, за исключением тех случаев, когда данное лицо является в разводе «невиновной стороной» из-за супружеской измены или из-за каких-либо половых извращений. 

Применение физического насилия, в том числе насилия по отношению к членам семьи».

Последствия нарушений

Такие действия члена Церкви влекут за собой либо публичное осуждение, либо лишение такого человека церковного членства. Осуждение выносится на срок от одного месяца до одного года. Такой человек «снимается со всех церковных должностей, лишается права быть избранным служителем в течение того времени, пока на него наложено взыскание. Член Церкви, которому объявлено публичное осуждение, при участии в делах общины не может высказывать собственное мнение и не имеет права голоса; он также лишен права руководить церковными мероприятиями, такими как проведение уроков в классе Субботней школы. Однако это не лишает его преимуществ разделять благословения Субботней школы, церковного богослужения и Святой Вечери. В течение срока, на который объявлено публичное осуждение, этот член Церкви не может перевести свое членство в другую общину» (с. 74-75). 

«По истечении срока публичного осуждения необходимо выяснить, изменил ли данный член Церкви свое поведение. Если поведение его окажется удовлетворительным, то можно считать, что он восстановил свою репутацию добропорядочного члена Церкви, и не предпринимать против него дальнейших мер воздействия, известив этого верующего о том, что публичное осуждение с него снято. Если же член Церкви не изменил своего поведения, общине вновь следует рассмотреть вопрос о наложении на него соответствующего взыскания» (с. 75). 

И крайней мерой воздействия может быть лишение упорно согрешающего церковного членства. 

Брак и развод

Отдельная глава называется «Брак, развод и повторный брак». Во вступительной части этой главы утверждается мысль о браке как о Божьем даре, святость и незыблемость которого, однако, попрана человечеством. «Миллионы людей отказались от основанных на Библии норм поведения и готовы променять святой опыт супружеской жизни, отцовства и материнства на горькие, полные раскаяния и сожаления плоды греха» (с. 195). 

Однако, «Каковы бы ни были ошибки наших родителей или ровесников, наш долг и преимущество знать и придерживаться высоких христианских идеалов мужчины и женщины. Мы сможем сформировать христианский характер, ограждающий нас от влияния зла и позволяющий оказывать облагораживающее влияние на общество, если будем благоговейно исследовать Библию, глубоко изучать природу, строго оберегать священные силы человеческого тела, обладать искренней целеустремленностью, быть постоянными в молитве и искренне, бескорыстно служить нуждам других людей» (с. 197). 

Подготовка к браку 

Ухаживания здесь понимаются как подготовка к браку. «Пусть каждому шагу к брачному союзу будет присуща простота, скромность, искренность и твердое намерение не огорчить Бога и почтить Его. Женитьба влияет на всю последующую жизнь в этом мире и в будущем. Истинный христианин не строит планов, которые не может одобрить Бог» (Эллен Уайт, Служение исцеления, с.359). 

Добрачное консультирование

«Поклонение Богу, соблюдение Субботы, отдых, общение, использование денежных средств и обучение детей – неотъемлемые составляющие счастливой семейной жизни. Поскольку разногласия по этим вопросам часто ведут к ухудшению отношений, унынию и даже полной утрате христианского опыта, необходимо предусматривать соответствующие консультации пастора в добрачный период» (с. 199). 

Разноверный брак

«Дух пророчества настоятельно советует не заключать брак между «верующим и неверующим» и предостерегает далее против соединения с христианами, которые «не приняли истину для настоящего времени» (Свидетельства для Церкви, т.5, с.364). Более вероятно, что брак будет прочным и семья исполнит замысел Божий, если муж и жена единодушны и разделяют общие духовные ценности и образ жизни. По этим причинам Церковь решительно не одобряет браки между адвентистами и приверженцами других религий и настоятельно рекомендует своим пасторам в подобных случаях не проводить брачную церемонию» (с. 199). 

Святость брака 

«Брак – это принимаемое на всю жизнь обязательство между мужем и женой, а также между супругами и Богом» (с. 200). 

«Сексуальная близость в браке – это священный дар Бога семье человеческой. Это неотъемлемая составляющая брака, предназначенная только для него (Быт.2:24; Притч.5:5-20). Такая близость, разделяемая исключительно мужем и женой, способствует все большему сплочению и счастью семьи, ее уверенности в будущем, обеспечивает продление рода человеческого» (с. 200-201). 

«Проникновение греха в мир отрицательно сказал ось на браке. Согрешив, Адам и Ева утратили то единство, в котором они находились с Богом и друг с другом (Быт.3:6-24). Их отношения омрачились сознанием вины, стыдом, упреками и болью. Повсюду, где господствует грех, он при водит к печальным последствиям для брака, порождая отчуждение, неверность, пренебрежение, жестокое обращение, сексуальные извращения, господство одного из супругов над другим, насилие, разобщение, оставление супруга и развод» (с. 201). 

«Божественный идеал может быть восстановлен во Христе. Спасая мир от греха и его последствий, Бог стремится возвратить брак к его первоначальному идеалу. Это восстановление произойдет в жизни тех, кто обретет новое рождение в Царстве Христовом, чьи сердца будут очищены Святым Духом и чья основная цель в жизни состоит в том, чтобы возвысить нашего Господа Иисуса Христа» (с. 202). 

«Благодать, доступная всем. Бог стремится восстановить целостность и примирить с Собой всех тех, кому не удалось достичь установленного Им образца (2Кор.5:19). Это включает и тех, чей брак потерпел неудачу. 

Роль Церкви. В Ветхом Завете Моисей, а в Новом Завете апостол Павел рассматривали проблемы, вызванные неудавшимся браком (Втор.24:1-5; 1Кор.7:11 ). Оба они поддерживали и утверждали идеальный брак, но в то же время конструктивно и в духе искупления обращались к тем, кому не удалось следовать Божественным принципам. Точно так же и сегодня Церковь призвана не только поддерживать и утверждать установленный Богом идеал брака, но и выполнять функции прощения, примирения и исцеления, демонстрируя понимание и сочувствие к сломленным судьбам» (с. 202).

Развод 

«Развод противоречит первоначальному замыслу Божьему при создании брака (Мф.19:3-8; Мк.10:2-9), однако Библия не умалчивает о нем. Поскольку развод был одной из составляющих грехопадения людей, данные Библией законы должны были ограничить наносимый им ущерб (Втор.24:1-4). (…) Иисус восстановил первоначальное представление о браке как о принимаемом на всю жизнь обязательстве между мужчиной и женщиной, а также между супружеской парой и Богом (Мф.19:4-6; Мк.10:6-9). Брак отстаивается во множестве библейских наставлений, в которых выражено стремление устранить проблемы, ведущие к ослаблению или разрушению основ брака (Еф.5:21-33; Евр.13:4; 1Петр.3:7)» (с. 203).

«Согласно Писанию, основанием для развода может быть нарушение супружеской верности и прелюбодеяние (Мф.5:32), а также оставление неверующим супругом своего партнера по браку (1Кор.7:10-15). В Писании не содержится прямых указаний относительно повторного брака после развода. Тем не менее, слова Иисуса (Мф.19:9) вполне определенно указывают на то, что в повторный брак может вступить тот, кто в предыдущем браке оставался верен, в то время как со стороны супруга (-и) была проявлена неверность» (с. 203). 

«Иисус дает правило для Своих последователей, которого необходимо придерживаться, независимо от того, какую степень свободы по этому вопросу предоставляет государство или укоренившиеся обычаи. «В Нагорной проповеди Иисус недвусмысленно заявил, что не может быть никакого основания для расторжения брачного союза, за исключением неверности брачному обету» (с. 205). 

«Супружеская неверность в браке обычно рассматривается как прелюбодеяние или блуд. Однако новозаветное слово «блуд» включает и некоторые другие сексуальные отклонения (1Кор.6:9; 1Тим.1:9-10; Рим.1:24-27). Поэтому сексуальные извращения, включая кровосмешение, сексуальное насилие над детьми и гомосексуализм, также рассматриваются как злоупотребления сексуальными возможностями и как нарушения Божественного предназначения брака. В качестве таковых они являются убедительным основанием для раздельного проживания супругов или развода. 

И хотя в Писании допускается развод по указанным выше причинам, а также в силу оставления неверующим супругом своего партнера по браку (1Кор.7:10-15), Церкви и имеющим к этому отношение лицам необходимо приложить все усилия для того, чтобы добиться примирения, призывая супругов проявить друг к другу христианский дух прощения и восстановить отношения» (с. 205-206).

«В случае, если примирение не достигнуто, тот из супругов, который сохранил верность (в то время как другой нарушил брачный обет), имеет, согласно Священному Писанию, право получить развод, а также вступить в брак повторно. 

Супружеская сторона, нарушившая брачный обет, должна быть подвергнута церковному взысканию в местной общине. Если согрешившее лицо искренне раскаивается, то его не следует исключать из членов Церкви, ограничившись объявлением публичного осуждения на определенный срок. Если же виновное лицо не проявляет полного и искреннего покаяния, то его необходимо исключить из членов Церкви» (с. 206). 

«Виновная супружеская сторона, будучи разведенной, не имеет морального права повторно вступать в брак, пока невиновная сторона, сохранявшая верность в браке, живет и остается целомудренной вне брачного союза. Тот, кто нарушает это положение, исключается из Церкви, и лицо, с которым он или она заключает новый брак, также подлежит исключению, если является членом Церкви» (с. 206-207). 

«Согласно Писанию, разделение или развод, вызванные такими факторами, как физическое насилие, или же не связанные с «неверностью брачному обету», не дают ни одному из супругов права повторно вступить в брак, за исключением тех случаев, когда к этому времени один из бывших супругов уже вступил в брак или совершил прелюбодеяние, блудодеяние или же умер. Если же член Церкви, получивший такой развод, вступает повторно в брак, игнорируя эти библейские установления, то он должен быть исключен из Церкви» (с. 207). 

«Ни один пастор не имеет права совершать обряд повторного бракосочетания лица, которое на основании изложенного в предыдущих пунктах лишено права, согласно Священному Писанию, повторно вступать в брак» (с. 208). 

Божье Слово исполнено надежды и ободрения для всякого человека, желающего вернуться на путь истины. Да, какие-то последствия совершенных мною или надо мною действий останутся со мною до конца земной жизни. Какие-то можно будет корректировать. Что-то Божья благодать устранит практически бесследно. 

Бог Библии призывает Своих детей к наивысшим стандартам жизни, в частности, в супружестве. Его слово утешает нас, повторяя: «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Иоан.1:7). Пусть эти слова будут для каждого из нас ежедневной причиной становиться на Божий путь и следовать им. 

Максим Балаклицкий

image_pdfimage_print
Facebook
Twitter
LinkedIn
In this article:

Welcome Back!

Login to your account below

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Add New Playlist