• Останні
  • Популярні
Храмовые мотивы в Послании к Евреям

Христология в увещевание к Евреям Часть VI Евр. 6:18-20

12.02.2022
Церква проводила в останній земний шлях Ярослава Гунько — некролог

Церква проводила в останній земний шлях Ярослава Гунько — некролог

26.01.2023
Моральное падение пастора — заявление Комитета по этике Института библейских исследований

Моральное падение пастора — заявление Комитета по этике Института библейских исследований

19.11.2022
Ілля Величко

Якби не війна, ці люди ніколи б не прийшли в Дім молитви

07.11.2022
Анонс нового збірника “Пісні хвали та поклоніння”

Анонс нового збірника “Пісні хвали та поклоніння”

03.11.2022
Студенты в Мексике вновь вошли в адвентистский кампус спустя почти два года

Студенты в Мексике вновь вошли в адвентистский кампус спустя почти два года

23.02.2022
Мальчик без будущего

Мальчик без будущего

23.02.2022
Свидетельство в Капитолии штата Калифорния

Свидетельство в Капитолии штата Калифорния

23.02.2022
https://cdn.adventistcontent.org/images/5df200974469ba078555eb4c/0284131e8a6b53f77545333ee12601d522ff88dc/1200x/Wj71644903014990.jpg

Путь миссионера-добровольца из Бразилии в Ливан

21.02.2022
Цифровой евангелизм открывает возможности для проповеди китайцам

Цифровой евангелизм открывает возможности для проповеди китайцам

20.02.2022
Храмовые мотивы в Послании к Евреям

Христология в увещевание к Евреям Часть VII: Евр.7:1-28

18.02.2022
Храмовые мотивы в Послании к Евреям

Апокалиптические страхи в эпоху постправды: Апокалипсис Иоанна против апокалипсисов XX-XXI века (Часть II)

16.02.2022
Юна християнська співачка з Волині записала нову авторську пісню

Юна християнська співачка з Волині записала нову авторську пісню

15.02.2022
УУК АСД
  • Головна
  • Про церкву
    • Адреси церков
    • Історія церкви
    • Структура церкви
  • Відділи УУК
    • Відділ управління ресурсами
    • Духовно-історична спадщина
    • Відділ музичного служіння
    • Відділ освіти
    • Оздоровчі центри
  • Новини
    • Новини в Україні
    • Події у світі
    • Відеоновини
    • Інтерв’ю
    • Життєві історії
    • Допоможемо разом
    • Аналітика
    • Періодика і книги
    • Огляд ЗМІ
    • Фотогалерея
  • Контакти
Без результатів
View All Result
Знайти церкву
УУК АСД
  • Головна
  • Про церкву
    • Адреси церков
    • Історія церкви
    • Структура церкви
  • Відділи УУК
    • Відділ управління ресурсами
    • Духовно-історична спадщина
    • Відділ музичного служіння
    • Відділ освіти
    • Оздоровчі центри
  • Новини
    • Новини в Україні
    • Події у світі
    • Відеоновини
    • Інтерв’ю
    • Життєві історії
    • Допоможемо разом
    • Аналітика
    • Періодика і книги
    • Огляд ЗМІ
    • Фотогалерея
  • Контакти
Без результатів
View All Result
УУК АСД
Без результатів
View All Result

Христология в увещевание к Евреям Часть VI Евр. 6:18-20

12.02.2022
в Аналітика
A A
Храмовые мотивы в Послании к Евреям

0
SHARES
32
ПЕРЕГЛЯДИ
Поширити через FacebookПоширити через Telegram
  1. «…дабы посредством двух неизменяемых дел, в которых Бог солгать не способен, сильное утешение мы имели прибегшие схватиться положенную впереди надежду
  2. Которую как якорь души мы имеем, безопасная да и прочная, и входящая во внутреннее за завесу.[1]

 20.Куда предтечею за нас вошел Иисус по чину Мелхиседека первосвященник ставши во век».

Присутствие перехода от событий прошлого (Евр.6:13-17) к проблемам аудитории в Евр.6:18б в свете Божьего промысла, тесно связанного с первосвященством Христа (Евр.6:19,20). Непосредственным контекстом избранных нами текстов считается отрывок Евр.6:13-20, посвященный доказательствам неизменности Божьей клятвы, гарантирующей исполнение обетования через посредничество Христа.[2] Необходимо уточнить, что перед продолжением изложения темы о первосвященстве Сына, автор обращается с увещеванием к своим читателям в Евр.5:11-6:20, отрывок, непосредственно связанный с Евр.5:1-10 и последующей за Евр.6:19,20 доктринальной частью в Евр.7:1-10:18. Согласно Д. Киму, предложная фраза «Περὶ οὗ-» в Евр.5:11 («О сем») свидетельствует о существовании связи между Евр.5:11-6:20 и содержанием Евр.5:1-10. Иными словами, освящаемая проблема незрелости христиан в Евр.5:11-6:20 служит продолжением христологического аргумента из Евр.5:1-10. К тому же возврат к теме священства по чину Мелхиседека, поднятой в Евр.5:1 и прерванной в Евр.5:10, представлен в Евр.7:1. Используя пояснительную частицу γὰρ (ибо) в Евр.7:1а1, автор прерывает свое наставление в Евр.5:11-6:20 и вновь возвращается к теме, анонсированной в Евр.5:5 и 5:10 и подчеркнутой в Евр.6:19, 20: к дискуссии о священстве по чину Мелхиседека.[3] Важно отметить, что указанные связи должны интерпретироваться в контексте темы священнического служения Божьего Сына (Евр.5:1-10:18).[4]

Обращаясь непосредственно к анализу составных Евр.6:18-20, необходимо указать на существование определенных затруднений при интерпретации этих текстов. Первое и менее значимое относится к выялению того, что подразумевает выражение «двух неизменных дел» в Евр.6:18а1. Согласно Г. Атриджу, речь идет о Божьем слове и клятве.[5] Комментаторы В. Лэйн и К. Коестер говорят об обетовании и клятве.[6] Исследователь Д. Гатри настаивает на том, что под «двумя делами» следует понимать две части Пс.109:4 как материала, откуда автор документа заимствовал идеи для своих рассуждений о Мелхиседеке в Евр.7.[7] И все же анализ хиастической структуры Евр.6:13-20, проделанный Д. Нейтом, доказывает и убеждает нас в том, что утверждения В. Лэйна и К. Коестера имеют под собой твердое основание.[8]

Второе затруднение связано с определением единственно возможного ВЗ фона, функционирующего в Евр.6:19, 20. Если конкретизировать, то проблема заключается в определении ветхозаветного события, выступающего в роли прототипа, послужившего источником языка, с помощью которого было описано восхождения новозаветного Мелхиседека в одно из отделений небесного святилища. Ключевым моментом в определении места восхождения Иисуса (εἰσῆλθεν, Евр.6:20а2) как предтечи (πρόδρομος, Евр.6:20а1) считается словосочетание «во внутренне за завесу» (εἰς τὸ ἐσώτερον τοῦ καταπετάσματος, Евр.6:19б2).[9] Иными словами, надежда «входит» в то место-пространство («…ἐλπίδος…ἣν… εἰσερχομένην», Евр.6:18б2-19а1,б1),[10] в которое прежде вошел новозаветный первосвященник по чину Мелхиседека (куда вошел; «ὅπου … εἰσῆλθεν», Евр.6:20). Само словосочетание не имеет аналогов в Ветхом Завете, но его сегмент «ἐσώτερον τοῦ καταπετάσματος» упоминается в разных контекстах: подготовка скинии к инаугурации (Исх.26:33б1) и события Дня Очищений (Лев.16:2б2,12в2,15б2). В результате отсутствие единственного ветхозаветного фона предопределило существование в теологическом мире двух подходов к истолкованию богословских реалий в Евр.6:19,20. Первый подход, стронником которого выступает Р. Дэвидсон, заключается в установлении диалогических связей между содержанием Евр.6:19,20 и ритуальной динамикой инаугурации Ветхозаветного культа.[11] Сторонники второго подхода, а их подавляющее большинство, придерживаются противоположного мнения, доказывая, что ветхозаветным фоном следует считать культовую активность Дня Очищений.[12] В итоге отличается не только истолкование богословской смысли в этих текстах, но и видение практического измерения тех, комому был направлен этот документ. На наш взгляд, доказательные базы вышеназванных подходов не могут считаться убедительными из-за конфликта с авторской аргументацией в увещевании к Евреям и противоречат материалу о концепте священства, изложенного в других документах Священного Писания.

Дискуссия о ветхозаветном фоне. Бесспорен тот факт, что упоминание исследуемого нами сегмента «ἐσώτερον τοῦ καταπετάσματος» в двух разноэпохальных документах («во внутреннее за завесу» Евр.6:19б2//Лев.16:2б2,12в2,15б2) свидетельствует о существовании интертекстуальной связи между ними. Если конкретизировать, то вход первосвященника за завесу в День Искупления выполняет функцию аллюзии (косвенной ссылки) в Евр.6:19,20. В итоге многие теологи настаивают на том, что это событие нашло свое антитипическое исполнение в активности Христа как посредника после Голгофы (Евр.6:19,20).[13] Их утверждения можно отнести к разряду спекулятивных. Мы ограничимся тезисным оцениванием подобного подхода.

Было бы ошибочно отрицать существование вербализма между Лев. 16 и Евр.6:19б2-20, но согласиться с тем, что единственным источником, устанавливающим отношения между типом и антитипом, следует считать содержание Лев.16:15, не представляется возможным. Исследователями явно переоценивается богословская значимость ветхозаветной идеи очищения святилища. Они рассматривают данный ритуал завершающей фазой Дня Искупления, во свете которого и истолковывают составные концепта священства в Евр.6:19б2-20. Вне всякого сомнения, очищение святилища считалось центральным событием в ритуалах этого дня, но не венчающем весь комплекс обрядовой динамики. Помимо этого, на священника возлагалась обязанность совершить очищение медного жертвенника (Лев.16:16-18), совершить обряд изгнания живого козла (Лев.16:21,22) и принести жертвы (Лев.16:24,25). Если следовать логике, у истоков которой стоят защитники теории Дня Искупления, то за антитипическим очищением святилища, следует антитипический выход первосвященника из небесного святилища (Второе Пришествие) и антитипическое изгнание Азазеля (уничтожение сатаны). Но известно, что реализация указанных событий ожидается в будущем. Более того, если все то, что касается спасения человека, ограничивается Голгофой, то каков смысл представлять Христа действующим первосвященником (Евр.2:18б; 3:1б1; 4:14,15, 5:5-10; 7:21-25,27; 8:1; 9:14,15а1,24; 10:21) и небесное святилище функционирующим культовым центром (Евр.6:19б2;8:2а; 9:11,12,24,25б; 10:19)? Это свидетельствует о том, что на момент написания документа Христос рассматривался действующим первосвященником. В увещевании к Евреям отсутствуют какие-либо доказательства того, что Христос после крестной смерти прекратил свою посредническую деятельность. Серьезной недоработкой ученых следует признать факт игнорирования ими богословского материала о первосвященстве Христа в кн. Откровение как хронологически параллельного источника (одна эпоха двух документов). Тайновидец Иоанн, как и его предшественник ап. Павел, представляет воскресшего Христа действующим первосвященником в Откр.1:6а1; 2,3 в свете Голгофского подвига, аллюзии на который содержаться в Откр.1:5в2. Стоит дополнить, что культовые образы в кн. Откровение подчиняются истолковательной схеме, содержащей в себе элементы как ежедневного (Откр.1:12-15; 2:1; 3:1; 8:1-5; 9:13,14), так и ежегодного служений (Откр.11:19; 15:5-8; 20:1,1-3; 11-15) древнеизраильского богослужебного комплекса.

К тому же акцент теологов на активности в Лев.16:15 как на единственном тексте-толкователе означает признание ими главенства предпосылок в процессе трактования интересующих нас реалий, а также игнорирование законной интертекстуальной связи между Лев.16:12в2 и Евр.6:19б2 (ἐσώτερον τοῦ καταπετάσματος // ἐσώτερον τοῦ καταπετάσματος). Признание последней как возможного источника идей, с помощью которых автор фиксирует отношения между Богом и общинной, меняет представление о характере деятельности Христа в Евр.6:20 по одной простой причине: первосвященник для каждения входит в Святое («εἰσοίσει ἐσώτερον τοῦ καταπετάσματος καὶ ἐπιθήσει τὸ θυμίαμα ἐπὶ τὸ πῦρ ἔναντι κυρίου) …»; «и внесет за завесу и положит курение на огонь пред лицом Господним» Лев.12в2-13а1). Иными словами, выделенный нами сегмент «ἐσώτερον τοῦ καταπετάσματος» (во внутреннее за завесу) функционирует указателем двух пространств, расположенных за завесами, внутри которых осуществлялась, присущая каждому из них ритуальная активность: Святое и Святое святых. Согласно прямым утверждениям Яхве, первосвященник должен был дважды входить в Святое святых: для кропления кровью тельца, принесенного в жертву за себя и священнический клан (Лев.16:14), и затем с кровью козла для очищения святилища, совершая идентичные манипуляции (Лев.16:15). Так как объектом обрядовой активности первосвященника в Лев.16:15 выступало святилище, а не человек, в отличие от Евр.6:19,20, то она должна быть отвергнута как возможный ветхозаветный базис для истолкования. В результате, вход Аарона за завесу в первое отделение с целью каждения в сочетании с кроплением кровью тельца во втором отделении, должен быть признан единственным фоном, приближающим нас к пониманию мотивов, повлиявших на автора в установлении интертекстуальной связи между Лев.16:12в2 и Евр.6:19б2. Как в первом, так и во втором отделениях скинии деятельность Аарона имела непосредственное отношение к человеку. Первое (каждение) подготавливало путь второму (кроплению кровью тельца). Необходимо уточнить, что в новозаветном документе не говорится о времени очищения небесного святилища, но лишь о необходимости в этом (Евр. 9:23).

В итоге в Евр.6:19, 20 Христос как первосвященник уподоблен Аарону. Он предстал с жертвой в Святом святых небесного святилища, но не за себя, что отличает его от Аарона, но за Свой дом, т.е. церковь (oi=koj Лев.16:6б2//Евр.3:6б1). И не для того чтобы совершить действие, аналогичное акту очищения святилища в День Искупления, но ввести общинников в непосредственное присутствие Бога. Его дальнейшая посредническая активность в какой-то степени тождественна той, что осуществлялась в рамках ветхозаветного ежедневного служения (Евр.2:18б; 3:1б1; 4:14,15; 5:5-10; 7:21-25,27; 8:1; 9:14,15а1,24; 10:21).

Итак, в свете краткого обзора основных подходов толкования составных Евр.6:18-20 и обоснованием собственной позиции можно предпринять попытку определить характер взаимосвязи между Богом, давшим обещание, и Его клятвой, надеждой и первосвященством Христа по чину Мелхиседека. Д. Ким делает важное уточнение относительно перехода дискуссии от патриарха Авраама к членам церкви в Евр.6:18б (мы имеем; ἔχωμεν). Если Бог был верен обещанию и клятве, которые Он дал Аврааму (Евр.6:16-18а), точно также Он верен и его потомкам, которыми считались читатели.[14] Их чувство уверенности в Боге автор взращивает, обращаясь к метафоре о «якоре», подразумевая надежду. Она, согласно К. Коестеру, рассматривается источником стабильности в «шторм», которым можно считать вопль конфликтующих представлений о духовности в жизни христиан как детей. Он убежден, что к категории колеблющихся можно отнести людей, пытающихся вновь найти причины своего существования в чуждой Богу языческой интерпретации окружающего их мироздания.[15] И так называемый «возврат» к преимуществам жизни с Богом возможен только в одном случае: следовать за надеждой. Ведь надежда христиан отличается от той, с которой живут люди вне завета. Она коренится в клятве, тесно связанной со священником по чину Мелхиседека (Пс.109:4). Она укрепляет и гарантирует безопасность духовного возрастания общинников, не оставляя места для колебаний.[16] Поэтому, согласно утверждению В. Ри, призыв к адресату подражать терпению Авраама предназначен поддержать их в ожидании обещанного избавления от стесненных обстоятельств (Евр.10:34; 12:2).[17] Только в случае демонстрации преданности Христу общинники могут рассчитывать на блага первосвященнического служения Христа как их представителя в Святом святых небесного святилища.[18] Возврат к теме Мелхиседекова священства в Евр.6:20б2 не случаен: автор подготовил реципиентов к размышлениям о нем в Евр.7.[19]

 Вывод. В Евр.6:18-20 представлены два аспекта священства общинников. Первый свидетельствует о преимуществе находиться в Святом святых небесного святилища, но только опосредованно через надежду, которая, в свою очередь, связана с Христом как с первосвященником по чину Мелхиседека. Только вследствие Его предстояния пред Отцом блага ходатайственного служения становятся достоянием христиан. Второй аспект – этический. Отношения, поддерживаемые с Богом через Христа, должны проявить себя в преданности изначально усвоенным богословским нормам (Евр.5:1-10), а также в демонстрации терпения (Евр.6:13-20), ожидая Божьего вмешательства в сложившихся обстоятельствах (Евр.10:34; 12:2).

 

Владимир Лукин, доктор богословия

[1]При переводе мы согласовали род прилагательных и причастия во второй части Евр.6:19б с греческим вариантом. В итоге не якорь входит во святилище, но надежда (ἐλπίδος, ж. р.). Иная точка зрения у James Scullion. A traditio-historical study of the Day of Atonement (PhD thesis, Catholic University of America, 1991), 216; см. комментарий Lane, 148.

[2]Lane, 146; D. deSilva, 248; Scholer, 167; Koester. Hebrews, 328; Kim, 157; David Heath. Chiastic Structures in Hebrews: A Study of Form and Function in Biblical Discourse. (PhD thesis, University of Stellenbosch, 2011), 185; John Heil. Hebrews: Chiastic Structures and Audience Response. (Catholic Biblical Quarterly Monograph, 46; 2010), 153.

[3]Guthrie. The Structure of Hebrews, 140.

[4]Lane, 125.

[5]Attridge, 181.

[6]Lane. Hebrews 1-8, 152; Koester. Hebrews, 328.

[7]Гатри. Послание к Евреям, «Ветхий завет на страницах Нового», 408.

[8]Heath, 186-187.

[9]Исчерпывающий анализ сущ. καταπέτασμα и родственных ему слов был осуществлен George Rice в Hebrews 6:19: Analysis of Some Assumptions Concerning καταπέτασμα, Daniel and Revelation Committee Series v.4, 229–234. Согласно результатам его исследования в Септуагинте сущ. καταπέτασμα преимущественно указывает на третью завесу, т.е. на завесу, отделяющую Святое от Святого святых. См.: Carl Schneider «καταπέτασμα» TDNT v 3, 628-630; Muraoka. A Greek-English Lexicon of the Septuagint (Peeters, 2009), 380.

[10]Отдельный анализ глагола см.: Carl Schneider “ἔρχομαι…” TDNT v. 2, 676-678; Muraoka, 199-200.

[11]Richard Davidson. Inauguration or Day of Atonement? A response to Norman Young’s Old Testament Background to the Hebrews 6: 19, 20 revised.  AUSS v.40 №1 (Spring 2002) 69–88; Christ’s Entry “within the veil  in Hebrew 6:19, 20: The Old Testament Background. AUSS v.39 №2 (Autumn 2001) 175–190; Во-первых, что касается инаугурации как возможно фона, то следует отметить, что контекст фразы «ἐσώτερον τοῦ καταπετάσματος»  в Исх.26:33б1 не имеет ничего общего с инаугурацией по существу. Уточняем, в двадцать шестой главе кн. Исход речь идет о Божьих повелениях, данных Моисею, которые ему необходимо было воплотить, конструируя скинию и подготавливая ее к инаугурации. Более того, вход Моисея в профанную конструкцию не тождественен входу Иисуса как первосвященника в сакральный объект (Евр.6:19б2-20). Исследуя детально тему инаугурации ветхозаветного культа в третьей части нашей работы, мы отметили, что в Писании упоминается только выход Моисея (Исх. 40) из сакрального объекта с последующим доступом лишь в первое отделение (Лев.9:23). Кроме этого, в текстах, посвященных инаугурации (Исх.29, 40:1-9; Лев.8; Чис.7), информация о том, что Моисей и Аарон, и его сыновья в течение семи дней своего посвящения входили в скинию отсутствует. Это произошло, но уже после лиминального периода (Лев.9:23). В дополнение к этому, выводы Р. Дэвидсона противоречат информации содержащейся в Ветхом Завете о функционировании небесного святилища ради спасения грешников, но без первосвященника (Исх.15:17; Ис.6:1-6; Иез.1; Дан.7:9-14; 8:14; Зах.3:1-10; Мих.1:2 и т.д.). К тому же сводить начало работы небесного святилища по спасению грешника к моменту воскресения Христа считаем богословски ошибочным. Без сомнения, Иисус вошел в небесное святилище, об инаугурации которого в Священном Писании ничего не сообщается. Подробная критика идеи инаугурации в этом отрывке см.: Владимир Лукин. Сравнительный анализ использования лексики, тем и ритуалов Послания к Евреям с аналогами ветхозаветной культовой практики. (Неопубликованная дипломная работа, Заокский, 2004) 89-102.

[12]Scullion, 216; Daniel Ben Ezra Stökl. The Impact of Yo m Kippur on Early Christianity: The Day of Atonement from Second Temple Judaism to the Fifth Century (Mohr Siebeck, 2003) 163, 191; P.F. Hughes. A Commentary on the Epistle to Hebrews  (William. B.Erdmans Publishing Company, 1977), 246; Lane. Hebrews 1–8, 154; Attridge, 185; The Epistle to the Hebrews (New York: The Michigan Сompany, 1903), 165; Ellingworth, 345; F.F. Bruce. The Epistle to the Hebrews: International Commentary on the New Testament (Michigan: Grand Rapids, 1964):131; G. W. Buchanan.To the Hebrews: IntroductionTranslationandNotes(GardenCity.N.Y.
Doubleday & co. 1975) 136; Питер Храбе. Новый завет в послании к Евреям и его значение для иудео-христианского диалога. Хронограф,1–2 (5–6), Санкт-Петербургский Христианский Университет, 2000, 27; N.Young. Where Jesus Has Gone as Forerunnner on our Behalf (Hebrews 6:20).  AUSS v 39 №2 (Autumn 2001) 165–174; The Day of Dedication or the Day of Atonement? The Old Testament Background to the Hebrews 6:19, 20: Revised.  AUSS v.40 №1 (Spring 2002) 61–68; Roy Gane. Re–opening ‘veil’ in Hebrews 6:19. AUSS v.38 № 1 (Spring 2000) 5-8.

[13]Ellingworth, 347; Lane. Hebrews 9–13, 145; Hughes, 235-336; Buchanan, 167; Bruce, 131.

[14]Kim, 157.

[15]Koester. Hebrews, 251.

[16]Ibid, 251.

[17]Kim, 157.

[18]Rhee, 148.

[19]Koester. Hebrews, 253.

image_pdfimage_print
close
Підпишіться та приєднайтеся до 146 інших підписників.
Оберіть:

Перевірте папку "Вхідні" або "Спам", щоб підтвердити свою підписку.

Схожі новини

Моральное падение пастора — заявление Комитета по этике Института библейских исследований
Аналітика

Моральное падение пастора — заявление Комитета по этике Института библейских исследований

19.11.2022
200
Храмовые мотивы в Послании к Евреям
Аналітика

Христология в увещевание к Евреям Часть VII: Евр.7:1-28

18.02.2022
29
Храмовые мотивы в Послании к Евреям
Аналітика

Христология в увещевание к Евреям Часть V: Евр.4:15,16

04.02.2022
38
Церква адвентистів сьомого дня

© 2021 УУК АСД

Українська Уніонна Конференція

  • [email protected]
  • 0 800 30 20 20

Соціальні мережі

Без результатів
View All Result
  • Головна
  • Про церкву
    • Адреси церков
    • Історія церкви
    • Структура церкви
  • Відділи УУК
    • Відділ управління ресурсами
    • Духовно-історична спадщина
    • Відділ музичного служіння
    • Відділ освіти
    • Оздоровчі центри
  • Новини
    • Новини в Україні
    • Події у світі
    • Відеоновини
    • Інтерв’ю
    • Життєві історії
    • Допоможемо разом
    • Аналітика
    • Періодика і книги
    • Огляд ЗМІ
    • Фотогалерея
  • Контакти

© 2021 УУК АСД

Welcome Back!

Login to your account below

Forgotten Password?

Retrieve your password

Please enter your username or email address to reset your password.

Log In

Add New Playlist