Текст Кол.2:14 является камнем преткновения для многих толкователей. Именно в нём усматривают библейский аргумент для подтверждения мнения об отмене Десятисловного Закона Божьего представители евангелического направления в богословии.
По данному вопросу существует две противоположных точки зрения. Они достаточно подробно расписаны в комментарии Мэтью Генри на Послание к Колоссянам:
«Под этим рукописанием можно понимать:
- Обязательство о наказании за вину греха. Проклятие закона является рукописанием против нас, подобным рукописанию на стене во дворце Валтасара. Это рукописание было против нас, ибо угрожало нам вечной погибелью. Оно было устранено, когда «Он искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал.3:13). Он уничтожил это рукописание для всех, кто покается и уверует. Он отменил и истребил приговор, вынесенный против нас. Когда Он был пригвожден к кресту, то вместе с Ним пригвождено и проклятие. И наша ветхая природа была распята вместе с Ним посредством Его креста. Когда мы вспоминаем смерть Господа Иисуса и видим Его пригвожденным к кресту, то должны видеть истребленным и рукописание, которое было против нас.
Или же под этим можно понимать:
- Обрядовый закон, или закон заповеди (Еф.2:15), который был бременем для иудеев и разделяющей стеной для язычников. Господь Иисус взял его от среды и пригвоздил ко кресту, то есть аннулировал его обязательность, чтобы все могли увидеть, что он более не связывает их. Когда пришла сущность, то тени исчезли. Закон пришел к своему концу (2 Кор.3:13), «ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр.8:13)»1.
Сам Мэтью Генри не отстаивает ни одну из позиций, его задача – только показать различие в толкованиях. И разница эта достаточно принципиальна, так как ставится под вопрос необходимость послушания Закону. Проблема состоит даже не в том, «истребил» ли Христос Своей смертью на кресте Десять Заповедей, и не в том, был ли это обрядовый или моральный закон. Нам предстоит исследовать, имел ли Павел вообще в виду отмену каких-нибудь постановлений, записанных в Ветхом Завете. Комментарии в таком случае не всегда надёжны – для этого понадобится подробная экзегеза и рассмотрение исторического фона, чтобы понять значение текста, вложенное в него апостолом.
ИСТОРИКО-КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Авторство
Послание к Колоссянам было написано апостолом Павлом, поскольку большая часть лексики, особенности стиля и богословие Колосянам характерны для Павла. Даже если имя Павла не значилось в Кол.1:1, 23; 4:18, это письмо, непременно, было бы связано с ним. Но надо отметить, что на этот счет существует некоторые разногласия. Сомнения вызваны двумя причинами – богословием и стилем.
Но как можно доказать, что автором этого послания является Павел? Существуют два приемлемых объяснения:
- И Послание к Филипийцам, и Послание к Колоссянам были написаны приблизительно одновременно самим Павлом (или писцом под его руководством).
- Павел написал Филипийцам, а предполагаемый автор послания Колоссянам заимствовал из него действующие лица и ситуации.2
Павел родился около 10 г. по Р.Х. Он был иудеем из фарисейской семьи, из колена Вениамина, и происходил из Тарса в Киликии. Ему было около 51-52 лет, когда он написал послание к Колоссянам. Он учился у Гамалиила, внук основателя фарисейской школы. Павел изучил иудейский закон. Многие уважали его за его ревность к работе до и после обращения.
Время написания
Дата написания Послания к Колоссянам зависит от места заключения Павла в этот момент. Традиционно ученые полагают, что все четыре «послания из темницы» были написаны в Риме. В таком случае Павел написал их в период между 60 и 62 годами по Р.Х.
Что в самом деле происходило в Колоссах нам помогут понять текстуальные свидетельства и реконструкции некоторых богословов. Видно, что «…он [Павел] призывает Колоссян отвергнуть новую ересь, которая имеет силу совратить Церковь с пути истинного (Кол.2:4-23). …К тому же, разделения в общине были видны явно, и Павел желает уберечь церковь от опасного влияния лжеучителей. Такое заключение весьма решительно, ведь послание даёт все основания предполагать, что основной проблемой того времени был либерализм».3 Павел неоднократно высказывался о свободе, которую мы имеем во Христе, и это для некоторых служило камнем преткновения. Они начинали превратно понимать эту истину и доходили до вседозволенности. Тем более ереси в ранней церкви получали мощную философскую опору, часто также надуманную, из так называемых гностических течений.
Адресат
Следовательно, все большее количество ученых считает, что, возможно, «послания из темницы» были написаны Павлом именно в городе, то есть христианам из Колоссе. Эти люди были христианами, которые находились в опасности от ереси язычников. Отношение Павла с этими людьми, как видно и в послании, было хорошим.
Цель написания. Проблема, ответом на которую стал отрывок
Епафрас навестил Павла в Риме и известил его о состоянии дел в церквах, расположенных в долине Лика. Хотя в основном вести были утешительными (1:8; 2:5), обращало на себя внимание то, что в церкви недавно появилось ложное учение, которое, если оставить его бесконтрольным, может исказить Евангелие и привести колоссян к духовному порабощению. Послание Павла и было ответом на эту неотложную потребность.
Автор предостерегал читателей, «чтобы кто не увлек их философию и пустым обольщением…». Лжеучение приникло в общину и угрожало ее здоровью, поэтому Павел писал к колоссянам, чтобы предостеречь их.4
Послание к Колоссянам может указать на то, что христиане восприняли мистические или апокалиптические элементы в иудаизме, который находился под глубоким воздействием фригийской культуры.5
ТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Анализ манускриптов
Согласно критического аппарата «The Greek-English New Testament, edited by Barbara and Kurt Aland, XXVII Edition» избранный нами отрывок не имеет никаких разночтений в манускриптах.
Единственная версия, которая есть, это:
Кол.2:14: «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он забрал ее от среды и пригвоздил ко кресту».
Анализ переводов
Большинство из переводов употребляют слово именно на греческом: «χειρογραφον», что означает «долговая расписка».
Colossians 2:14 – Revised Standard Version: «Having canceled the bond which stood against us with its legal demands; this he set aside, nailing it to the cross»6 Перевод: «удалил долговое обязательство, которое было против нас с легальными требованиями, и их Он ставил в сторону, прибив на крест».
– King James Version: «…blotting out the handwriting of ordinances that was against us, which was contrary to us, and took it out of the way, nailing it to his cross»7, – «…уничтожив рукописание предписаний, которое было против нас и нам же было противно [обратно, неприемлемо, противоположно], убрал его прочь, прибив на крест».
– New International Version8: «…having canceled the written code, with its regulations, that was against us and that stood opposed to us; he took it away, nailing it to the cross», – «…упразднив [отменив] рукописный кодекс [свод] сего постановлениями [предписаниями], который был против нас и стоял оппонентом, он убрал его прочь, прибив на крест».
– Русский перевод епископа Кассиана: «Он стёр осуждавшую нас рукопись с постановлениями, рукопись, которая была против нас, и Он устранил её, пригвоздив её ко кресту».9
– Украинский Огиенко: «знищивши рукописання на нас, що наказами було проти нас, Він із середини взяв його та й прибив його на хресті».10
– Roman bible: «şters zapisul cu poruncile lui, care stătea împotriva noastră şi ne era potrivnic, şi l-a nimicit, pironindu-l pe cruce»11. Перевод: «удалил список с заповедей его, которое было против нас и было нам противник, и уничтожил, прибив на кресте».
В переводе Корнелеску румынской Библии встречается слово «εντολη» – «заповедь» вместо «χειρογραφον» – «долговая расписка». Следует также отметить особенность, свойственную русскому Синодальному переводу. Добавлено “учение, бывшее о нас рукописание”, которое является скорее толкованием, нежели отражением смысла, Греческое выражение «χειρογραφον» лучше перевести “долговая расписка”.
Перевод
Он удалил из-за нас долговой список с установлениями, которые были направленные против нас, и уничтожил их, пригвождая на кресте.
ГРАММАТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Жанр отрывка
Этот отрывок имеет повествовательный жанр.
Исследование слов и фразеологических оборотов
«Омывать, стирать» – это относится к стиранию опыта из памяти, отмене обета, аннулированию закона, снятию обвинения или прощению долга. Этим словом обозначили также счищение написанного на папирусе.
«Против рукописания» – используется как термин для обозначения долговой расписки, лично подписной должником. Об иудейских долговых расписках и об использовании этого слова в иудейских апокалипсических писаниях по отношению к книге, в которой записаны все добрые и дурные дела людей.
«Декрет» – это судебное обязательство, действующий закон или эдикт, вывешенный на общее обозрение. Здесь дат. описания, документ, содержащий, декреты или состоящий из них.
«Противостоящий, враждебный» – описывает активное противодействие.
«Забирать» – в этом стихе противопоставлен аор., фиксируя внимание на текущем состоянии свободы, которое является результатом действий, которые апостол считает особенными.
«Средний» – в сочетании с глаголом образует сильное выражение со значением «и изгнал их».
«Пригвождать» – модальное парт., описывающее образ действия, которым Христос удалил закон Моисея и его декреты к кресту, и закон умер вместе с Ним.12
Логическая структура отрывка
Отрывок состоит из трех частей:
Кол. 2:14
- Утверждение (являющееся одновременно выводом к предыдущему
разделу) Вступительная форма. 1:1-2 - Причина и благодарение 1:3-8
- Объяснение и основная часть 1:9–4:6.
- Постановка проблемы– ответ на проблему 4:6–4-18
ЛИТЕРАТУРНО–КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Непосредственный и расширенный контекст
Для нас этот отрывок, несомненно, один из самых трудных из всего написанного Павлом. Для тех же, кто слышал или читал его тогда впервые, все было совершенно ясно. Проблема заключается в том, что этот отрывок с начала до конца полон намеков на лжеучение, которое грозило разрушить церковь в Колоссах. У нас нет точных сведений что это было за учение, и потому все намеки и ссылки неясны, мы лишь можем строить догадки. Но каждая фраза достигала своей цели в умах и сердцах колоссян. Мы сперва привели его целиком, и выберем из него главные идеи, потому что из них видны главные направления лжеучения, взволновавшего колоссян. После того, как мы рассмотрели его как целое, изучим более детально короткими отрывками.
Совершенно ясно, что лжеучители хотели, чтобы колоссяне приняли, так сказать, прибавления ко Христу. Они учили, что одного Христа недостаточно, что Он не уникален, Он лишь одно из проявлений Бога, и что поэтому нужно также знать, в дополнение к Нему, другие небесные силы и служить им. Мы можем отметить пять таких дополнений ко Христу, на которых настаивали лжеучители:
- Они хотели учить людей какой-то дополнительной философии (Кол.2:8). Им казалось, что одной той простой истины, которую проповедовал Христос, и которая была сохранена в Евангелии, недостаточно, и что ее необходимо дополнить искусной псевдофилософской системой, которая была слишком трудна для простых людей, и которую могли понять лишь интеллектуалы.
- Они хотели, чтобы люди приняли еще и астрологическую систему (Кол.2:8). Мы увидели, что существуют сомнения относительно заключенного здесь значения, но мы считаем, что стихии мира – это, вероятнее всего, элементарные духи вселенной, в частности, духи звезд и планет. Эти лжеучители проповедовали, что люди все еще находятся под влиянием духов звезд и планет, и что для того, чтобы освободиться от него, людям нужно особое знание, выходящее за пределы того, что мог дать Иисус.
- Они хотели ввести у христиан обрезание (Кол.2:11). Им было не достаточно одной веры; к этому нужно было прибавить еще обрезание. Знак на плоти должен был занять место сердечного отношения или, по крайней мере, дополнить его.
- Они хотели ввести аскетические правила и нормы (Кол.2:16, 20-23). Они хотели ввести всевозможные правила и нормы относительно того, что человек может есть и пить, и какие дни он должен соблюдать как праздники. Они собирались вернуть все древние иудейские законы и нормы, и даже более того.
- Они хотели ввести поклонение ангелам (Кол.2:18). Они учили, что Иисус был лишь одним и многочисленных посредников между Богом и человеком, и что поклоняться надо всем этим посредникам. Как можно видеть, это была смесь гностицизма с иудаизмом. Интеллектуальное знание и астрология были заимствованы непосредственно из гностицизма, а аскетизм и соблюдение норм и правил – из иудаизма. Мы уже видели, что гностики считали, что для спасения, помимо Евангелия, необходимо различное специальное знание, и некоторые иудеи объединились с гностиками и заявили, что это необходимое знание может дать не что иное, как иудаизм. Этим и объясняется, почему учение колосских лжеучителей сочетало в себе верования гностиков и практику иудаизма. Главное, что лжеучители учили – что для спасения не достаточно Иисуса Христа и Его учения. Теперь разберем этот отрывок по частям.
СТАРЫЕ ОБЫЧАИ И ЗВЕЗДЫ (Кол.2:8-10) Павел рисует яркую картину лжеучителей. Он говорит о тех, кто увлекает [у Баркли: уносит как свою добычу]. В греческом это – «сулагогейн», и может употребляться по отношению к работорговцу, уводившему в рабство народ завоеванной страны. В представлении Павла это была поразительная и трагичная вещь, что люди, избавленные и искупленные от власти тьмы (Кол.1:12-14), могут решиться пойти в новое и ужасное рабство. Эти люди пропагандировали философию, которая, по их утверждению, была необходима в дополнение к учению Иисуса Христа и к словам Евангелия.
- Это была философия, источник которой лежал в человеческих преданиях. Гностики обычно утверждали, что их особое учение было на словах изложено Иисусом деве Марии, иногда Матфею, а иногда Петру. Они говорили, что некоторые вещи Иисус никогда не говорил толпе, а сообщил только избранным. Павел обвиняет этих лжеучителей в том, что их учение – произведение человеков, оно не имеет никакого основания в Писании. Оно – продукт человеческого ума, а не весть Слова Божия. Тем самым Павел вовсе не скатывается на позиции фундаментализма и не покоряется тирании писанного слова, но считает, что то учение не может быть христианским, которое отклоняется от фундаментальных истин Священного Писания.
- Эта философия связана со стихиями мира. Эту фразу много обсуждали, но смысл ее все еще не совсем твердо установлен. В греческом стихия – «стойхея», а это слово имеет два значения. а) В буквальном смысле оно значит: вещи, выстроенные в ряд. Это слово, например, обозначает шеренгу солдат. Но самое типичное его значение – буквы алфавита, несомненно потому, что они могут быть поставлены в ряд.
ПОДЛИННОЕ И ПОДДЕЛЬНОЕ ОБРЕЗАНИЕ (Кол.2:11, 12) Лжеучители требовали, чтобы христиане-язычники тоже были обрезаны, потому что обрезание – знак избранного Богом народа. Бог, утверждали они, сказал Аврааму: “Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол” (Быт.17: 10). На протяжении всей истории Израиля существовали две точки зрения на обрезание. Одни говорили, что уже одного обрезания достаточно для того, чтобы установить правильные отношения между человеком и Богом. Не имеет никакого значения хороший человек израильтянин или плохой; важно только то, что он израильтянин, и что он был обрезан. Но великие духовные вожди Израиля и его великие пророки стояли на другой точке зрения. Они настаивали на том, что обрезание является лишь внешней приметой человека, внутренне посвятившего себя Богу. Они говорили об обрезанном и необрезанном сердце (Лев.26:41, Втор.30:6, Иез.44:7); о необрезанном ухе (Иер.6:10). В их представлении обрезание было не операцией, проведенной на теле человека, а переменой в жизни человека. Обрезание действительно – метка человека, посвященного Богу. Но посвящение заключается не в обрезании плоти, а в удалении из его жизни всего, что противоречит воле Божьей.
ЛИКУЮЩЕЕ ПРОЩЕНИЕ (Кол.2:13-15). Почти все великие учителя мыслили в образах и картинах. Павел также использует здесь целый ряд ярких картин, чтобы показать что сделал Бог для людей в Иисусе Христе. Павел хочет показать, что Иисус сделал все возможное и все необходимое, и что вообще нет необходимости говорить еще о каких-то посредниках, которые были бы нужны для полного спасения людей. Здесь перед нами три главные картины:
- 1.Люди были мертвы в своих грехах. У них, как у мертвецов, уже не было больше сил ни для того, чтобы преодолеть свои грехи, ни для того, чтобы искупить их. Своими свершениями Иисус Христос освободил людей как от власти греха, так и от его последствий. Он дал людям такую новую жизнь, что это можно сравнить лишь с тем, что Он воскресил их из мертвых. Кроме того, по старому поверью, лишь иудеи были избраны Богом и дороги Ему, но эта спасительная сила и власть Христа дошла даже до необрезанных язычников. Свершения Христа – это могучие свершения, потому что Он вдохнул жизнь в мертвых людей. Это были милосердные и благодатные свершения, потому что они распространились на тех, кто не имел никакого повода рассчитывать на благодать Божию.
- Но картина становится еще более яркой. Иисус Христос истребил рукописание о нас, которое было против нас. Павел употребляет два греческих слова, которые определяют всю картину. а) рукописание [у Баркли: список проступков и прегрешений] – в греческом «хейрографон». В буквальном смысле это автограф, а его специфическое значение – простой вексель, подписанный должником в подтверждении суммы долга. Это было почти точно то же, что у нас называется формальной долговой распиской. Человеческие грехи составили огромный список долгов Богу, которые, можно сказать, люди сами конкретно признали.
РЕГРЕСС (Кол.2:16-23) Этот отрывок насквозь переплетен основными идеями гностиков. Павел предостерегает колоссян не перенимать их привычки и обычаи, потому что это было бы не прогрессом, а регрессом в вере. За этим стоят четыре обычая гностиков:
- Аскетизм гностиков (2:16, 21). Это учение охватывало массу норм и правил относительно того, что можно есть и пить и чего есть и пить нельзя. Другими словами, это был возврат ко всем иудейским законам о пище с их списками чистой и нечистой пищи.
- Гностическое и иудейское соблюдение дней (2:16). Они соблюдали ежегодные праздники, ежемесячные новолуния и еженедельные субботы. Они устанавливали списки дней, специально посвященных Богу, в которые нужно было делать определенные вещи, а другие вещи делать было нельзя. Они отождествляли религию с ритуалом. Критика Павла в адрес такого подчеркивания дней совершенно ясна и логична. Павел говорит: “Вы спасены от всей этой тирании законных правил. Почему вы хотите снова поработить себя? Почему вы хотите вернуться к иудейскому закону и оставить христианскую свободу?” Еще нынче не умер тот дух, который делает из христианства систему норм и правил.
- Особые видения гностиков. В Кол.2:18 говорится о лжеучителе, который “вторгаясь в то, чего не видел”.
- Служение ангелам (2:18, 20). Как мы уже видели, у иудеев было широко разработанное учение об ангелах, а гностики верили во всевозможных посредников между Богом и человеком. И те, и другие поклонялись им, тогда как христиане знают, что поклоняться надо только Богу и Иисусу Христу. Павел делает в связи с этим четыре критических замечания:
– Он говорит, что все это – тень будущего [у Баркли: тень истины]; подлинная же истина – во Христе (2:17). Другими словами, религия, основанная на употреблении в пищу определенных видов пищи и питья и на воздержании от других видов пищи и питья, основанная на соблюдении суббот – это только тень настоящей религии. Настоящая религия – это братство с Иисусом Христом.
– Павел говорит о самовольном смиренномудрии (2:18, 23). Говоря о поклонении ангелам, гностики и иудеи оправдывали его ссылками на то, что Бог столь велик, высок и свят, что мы никогда не сможем получить доступа к Нему и должны довольствоваться тем, что можем молиться ангелам. Но христианство проповедует как раз великую истину, что путь к Богу открыт для самого простого и скромного человека.
– Павел говорит, что все это может привести людей к безрассудной надменности (2: 18, 23).
– Павел говорит, что это возврат из христианской свободы в нехристианское рабство (2:20) и что это не освобождает человека от плотских вожделений, а лишь держит их на привязи (2:23).13
Контекст книги
Общая структура Послания к Колоссянам такова:
Глава 1:
- Приветствие Павла Колоссянам (ст.1-2);
- Благодарность Богу за веру и любовь (ст.3-8);
- Молится, чтоб Колоссяне поступали достойно Бога (ст.9-13);
- «Чтобы иметь Ему во всём первенство» (ст.14-20);
- Бог ныне примирил вас (ст.21-23).
Глава 2:
- Павел радуется стойкости веры Колоссян (ст.1-7);
- «Чтобы кто не увлёк вас» (ст.8-9);
- Смысл полноты во Христе (ст.10-15);
- «Не держитесь постановлений» человеческих (ст.16-23).
Глава 3:
- «Вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (ст.1-4);
- «Совлекшись ветхого человека, облекшись в нового» (ст.5-10);
- «Нет ни Эллина, ни Иудея, но всё и во всём Христос» (ст.11-17);
- Семейные и общественные отношения в Церкви (ст.18- гл.4:1).
Глава 4:
- Постоянство в молитве и благоразумии (ст.2-6);
- Приветствия и распоряжение (ст.7-17);
- Подпись Павла и благословение (ст.18).
Послание построено типично для стиля Павла, и всё оно посвящено нескольким темам. Основные богословские вопросы его таковы:
– Христос есть Глава, Начаток и Первенец, «всё Им и для Него создано» (Кол.1:12-20);
– Великая тайна – «Христос в вас, упование славы» (Кол.1:26–2:7);
– Апология против «ереси Колоссян» (Кол.2:8-23);
– Контраст «ветхого» и «нового» человека в личности христианина (Кол.3:1-17).
Контекст автора
«Павел серьезно предупреждает колоссян, взывает к их бдительности, иначе ложные учителя могут увлечь их и отвратить (буквально «похитить как детей») от истины, повергнув в рабство заблуждений своей «философиею и пустым обольщением» (2:8). Хотя они представляют свое учение входящим в традицию, Павел не признает его боговдохновенности. Это чисто человеческие измышления («предания человеческие»). Он противопоставляет их традициям Христа, которые суть не просто предания, но коренятся в учении Христа и находят в Нем свое воплощение (2:6). Иисус Христос «есть образ Бога невидимого» (1:15), в Нем воплотилась вся полнота Божества (1:15). В возвышенной хвале и прославлении Христа как нашего Господа и Творца, Который примирил нас с Богом (1:15-20), Павел говорит о Христе как о Творце всего сущего, в том числе начальства и властей, фигурирующих в еретических представлениях колоссян. Все сущее создано Им и для Него. В этом Его творческая сила и окончательная цель.14
Разоблачая лжеучителей, Павел более полно, чем в других своих посланиях, излагает учение о вселенской роли Христа. Предварительные замечания на эту тему уже появлялись ранее в Рим.8:19-22 и в 1 Кор.1:24; 2:6-10; 8:6, но наиболее полно эта доктрина раскрыта в Кол. 1:15-20 и в 2:13-15. Апостол дает глубокую, даже уничтожающую критику адептов этой «философии» с ее неверными посылками, а также их поведения».15 «Павел заявляет однозначно, что спасение возможно через Христа. Все знания, вся мудрость и все понимание заключены во Христе. Колоссяне должны стойко держаться веры, в которой были наставлены, и помнить, что Павел – преданный служитель Божий».16
Контекст Завета
Мы уже касались конкретной исторической проблемы, побудившей Павла поместить в Послание к Колоссянам отрывок апологетики. Отрывок представляет собой защиту Павлом учения Христа от ереси, которая завлекла в сети некоторых христиан в Колоссах, и не только. Эта ересь делала упор на поклонении ангелам, включала некоторые элементы Иудейского закона и самоотречение как путь к спасению. Но чтобы понять значение исследуемого стиха, следует применить принцип герменевтической спирали: рассмотреть его не только в контексте блока предупреждений и аргументов против еретиков, но в контексте всего Послания.
Контекст Библии
Когда Павел пишет колоссянам о долговой расписке, которая была пригвождена на кресте, он говорит о проклятия, или осуждении, которые получил Израиль (Лв.26; Вт.28).
ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Что в самом деле происходило в Колоссах нам помогут понять текстуальные свидетельства и реконструкции некоторых богословов. Видно, что «…он [Павел] призывает Колоссян отвергнуть новую ересь, которая имеет силу совратить церковь с пути истинного (Кол.2:4-23). …К тому же, разделения в общине были видны явно, и Павел желает уберечь церковь от опасного влияния лжеучителей. Такое заключение весьма решительно, ведь послание даёт все основания предполагать, что основной проблемой того времени был либерализм».17 Павел неоднократно высказывался о свободе, которую мы имеем во Христе, и это для некоторых служило камнем преткновения. Они начинали превратно понимать эту истину и доходили до вседозволенности. Тем более ереси в ранней церкви получали мощную философскую опору, часто также надуманную, из так называемых гностических течений.
Что мы можем выяснить об этом лжеучении по косвенным ссылкам? Стоит обратить внимание на некоторые моменты.
Во-первых, Павел неоднократно и явно подчёркивает присутствие во Христе полноты Божества: ст. 2, 6, особенно 9 «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно…» Из этого можем заключить, что с пониманием вопроса Божественности Христа существовала проблема. Этот элемент был присущ гностическому учению, которое представляло Христа «светоносным эоном», посредником между небесной и земной, тварной реальностью. Ясен также факт предостережения от увлечения «…философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол.2:8). Используется лексика, широко применяемая гностиками: «философия» – как стремление к тайному знанию и «стихии мира» – как первоэлементы творения, а этими понятиями оперировал тогдашний воспитанный на античном наследии цивилизованный мир. Исходя из таких предпосылок мы можем провести параллели «ереси колоссян» с гностицизмом. По другим аргументам Павла мы понимаем, что это не была греческая философия в чистом виде, но содержала в себе некие элементы иудейской культуры. «Как можно видеть, это была смесь гностицизма с иудаизмом. Интеллектуальное знание и астрология были заимствованы непосредственно из гностицизма, а аскетизм и соблюдение норм и правил – из иудаизма. Мы уже видели, что гностики считали, что для спасения, помимо Евангелия, необходимо различное специальное знание, и некоторые иудеи объединились с гностиками и заявили, что это необходимое знание может дать не что иное, как иудаизм. Этим и объясняется, почему учение колосских лжеучителей сочетало в себе верования гностиков и практику иудаизма».18 Итак, Павел имел дело с людьми, придерживавшимися практики иудейского аскетизма, но при этом нашедших мотивацию в языческой философии.
Как дальновидный руководитель, Павел предостерегает Церковь в Колоссах от лжеучения, являющегося ядом для интеллектуалов и имеющего языческую на теоретическом и иудаистскую на практическом уровне подоплёку. Из всего вышеизложенного не трудно понять, что фарисейско-гностические семена упали в Колоссах на благодатную почву. Нельзя с уверенностью сказать, представляли ли собой еретики организованную секту с хорошо обоснованными доктринальными изысканиями. Скорее всего, это была радикальная группировка внутри самой церкви, не отделившаяся и пропагандирующая свой культ, а сеющая ересь и схизму в самой общине. Павел обращает своё послание не к представителям этого учения, но к верным членам церкви.
Для чего необходимо было так тщательно рассматривать «ересь колоссян»? Мы не могли бы говорить о контексте послания вне сложившейся в Колоссах обстановки. Павла волновали конкретные нужды того времени, а не абстрактно-теоретизированное богословие. Из этой предпосылки и проводится экзегетический разбор. Фраза: «истребив бывшее о нас рукописание», – вероятно, аргумент против какого-то гностического выпада оппонентов.
ГОМИЛЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
По форме Послание к Колосянам стандартно: приветствие, благодарение, молитва, основная часть текста и заключение. В приветствии (Кол.1:1-2) Павел передает приветы церкви от своего имени и от Тимофея. Затем следует благодарение за благополучие общины (Кол.1:38) и молитва о том, чтобы колоссяне исполнились знания воли Божьей, что способствовало бы их достойному поведению (Кол.1:9-11).
Павел начинает говорить о своих тревогах, связанных с собранием Колосс: они должны следовать преданию о Христе, как его приняли (то есть тому учению о Христе, которое было дано им первоначально), и не становиться жертвой лжеучителей (Кол.2:6-23). Они должны ходить в свете принятого предания (Кол.2:6-8) и остерегаться ложной философии (Кол.2:8). В гимне Кол. 1:15-20 опять подчеркивается господство Христа (Кол.2:9-10) и провозглашается Его победа над начальствами (Кол.2:11-15). Благодаря Христу колоссяне не обязаны повиноваться лжеучению (Кол.2:16-23).
Относительно совместимости Закона и эсхатологии можно спорить, но факт, что для Павла основным и насущным мотивом более всего является противостояние между «веком сим» и «веком грядущим». Он заботится о единстве Церкви, чтобы верующие были соединены в эсхатологическом ожидании, помнили, что сделал для них на кресте Христос. Резче всего он критикует выхолащивание этой «тайны», подмену христианских категорий гностическими, философскими. Современное богословие, концентрируясь на другом, неэсхатологическом ракурсе, ставя совершенно другую проблему соотношения закона и благодати, в случае с Кол.2:14, пренебрегает подробной экзегетикой, из-за чего возникают богословские споры.
Благодаря этим истинам я живу с надеждой и с уверенности в том, что Божий закон важен и действующий.
Заключение
Вышеизложенное исследование, как и обозначалось во вступлении, лишь в общих чертах даёт критический обзор существующих интерпретаций текста Кол.2:14. Существует две основные и аргументированные точки зрения на проблему «истребления рукописания»:
- Христос смертью на кресте освободил нас от «проклятия закона», власти греха (Новый библейский комментарий, Эннс, О’Брайен);
- Христос смертью на кресте положил конец иудейским обрядовым постановлениям (комментарий АСД). Богословы евангелического направления идут дальше и говорят об упразднении Декалога (Баркли).
При тщательном экзегетическом разборе, включая лингвистический анализ, выяснено, что Павел в тексте Кол.2:14 не занимался проблемой соотношения закона и благодати в Ветхом и Новом Завете. Для той эпохи не стояло абстрактных богословских вопросов, волнующих современных исследователей. Исследуемое утверждение является полемическим выпадом против лжеучителей в Колоссах, влагавших в иудейскую обрядность гностический смысл, замешанный на эллинистической философии. Апостол выступает не против «постановлений» Ветхого Завета как таковых, а против извращения их смысла, показывает, что свой смысл и своё наполнение они находят во Христе.
Тезисно богословское значение исследуемого текста Кол.2:14 можно изложить следующим образом:
- Христом на кресте был упразднён не Закон, а так называемая «клятва Закона», проклятие, которому подвергаются грешники;
- Христос на кресте освободил нас от власти греха, взяв его «от среды», т.е. от человеческого общества, человечества в целом;
- «Рукописание» является нашей «долговой распиской» в грехах, которая теперь уничтожена, «прибита» на крест;
- Выражениеможет переводиться как «истребив заповедям», т.е. «истребив для заповедей» – не в смысле отмены Закона, а в смысле того, что во Христе мы получаем новую жизнь, освобождены от власти сатаны, Закон у нас в сердце, мы на стороне Христа;
- Спасает не гностическое знание и не «самовольное смиренномудрие» в аскезе, но смерть Христа на Голгофе, являющаяся величайшей тайной искупления для верующих, тайной и смыслом всего христианства.
Это и имел в виду Павел, написав в Кол.2:14 строки: «…истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту». Апостол желает дать правильное понимание роли Мессии в искуплении человечества, освободить христианство от шелухи гностических трактовок. Особый акцент во всем отрывке апологии в Кол.2 сделан именно на понятиях «тень» и «тело», как знак (символ) и прообраз. Для Павла Новый Завет и само христианство является логическим продолжением Израиля, Божьим Остатком. Павел против соединения несоединимого, язычества и христианства, против логической или мистической интерпретации того, что он называет «великая тайна Божия». «…Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим.3:16). Если гностики не воспринимают в Иисусе полноту Божества, им не достичь полноты спасения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Thomas R. Schreiner. Interpreting the Pauline Epistles. – Guides to New Testament exegesis, USA. BS2650.2.1990.
- Баркли У. Толкование посланий к Филипийцам, Колоссянам и Фессалоникийцам. – Herald Press, Scottdale,PA, ВСБ – 1986.
- Revised Standard Version
- King James Version
- New International Version
- Русский перевод епископа Кассиана
- Украинский Огиенко
- Roman bible
- Библия для нашей жизни. – http: \\www.jesuschrist.ru\
- Геллей Генри Г. Библейский справочник. Короткий библейский комментарий. – Канада, Торонто: Всемирная христианская миссия, 1985.
- Генри М., Толкование на книги Нового Завета. Т.6. – Holland: Dutch Reformed Tract Russian Edition. 1999.
- Библиотека Руслана Хазарзара. – http: \\www.barnascha.ru\
- Новый библейский комментарий. –http: \\www.jesuschrist.ru\
- Ринекер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза. –Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn, 1999.
- Тематическая Библия с комментариями. – Минск: Библейская лига в республике Беларусь, 1997.
- Большой Библейский словарь. – Уолтер Элуэлл и Филип Камфорт
- Введение в Новый Завет. Р. Браун.
- Библейский культурно-исторический комментарий.
***
Бакалаврант богословия Евгений Гуцул
Иллюстрация
Ссылки в тексте
1 Генри М., Толкование на книги Нового Завета. Т.6. – Holland: Dutch Reformed Truct Society. Russian Edition. 1999. – ст. 119.
2 Введение в Новый Завет. Р. Браун. Ст. 213-218
3 См. Критический апарат The Greek-English New Testament, edited by Barbara and Kurt Aland XXVII Edition.
4 Большой Библейский Словарь. У. Элуэлл и Ф. Камфорт
5 Библейский культурно-Исторический комментарий.
6 Revised Standard Version
7 King James Version
8 New International Version
9 Русский перевод епископа Кассиана
10 Украинский Огиенко
11 Roman bible
12 Новый лингвистический и экзегетический ключ. Клеон Л. Роджерс
13 Комментарий Баркли к Новому Завету
14 Новый библейский комментарий.
15 Новый библейский комментарий.
16 Тематическая Библия с комментариями, ст.1171.
17 Thomas R. Schreiner. Interpreting the Pauline Epistles. – Guides to New Testament exegesis, USA. BS2650.2.1990. – ст.36.
18 Баркли, ст. 136.