Тысячелетнее царство и суд

Тысячелетнее царство и суд

Введение

Основной целью данной статьи является исследование назначенного Богом периода, обозначенного в Откр. 20:1–6 как «тысяча лет», который мы, как правило, называем Тысячелетним царством. Божье намерение сформулировано в стихе 6: те, кто пробудятся при первом воскресении, будут священниками Бога и Христа и будут править со Христом тысячу лет. Они названы «блаженными и святыми». Непосредственный контекст этого правления суммируется в начале четвертого стиха: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить»1. Эти слова указывают на то, что первоначальная цель Тысячелетнего царства святых со Христом заключается в их участии в суде.

В данной статье мы попытаемся прояснить, какое отношение имеет Тысячелетнее царство святых к суду.

В первой части мы представим краткий исторический обзор основных взглядов касательно взаимосвязи Тысячелетнего царства и суда. Вторая часть будет посвящена вопросам взаимосвязи отрывка Откр. 20:4–6 с непосредственным контекстом книги Откровение, а также с более широким контекстом Священного Писания.

Основные взгляды на тысячелетнее царство

В последних исследованиях обозначились четыре основных взгляда на Тысячелетнее царство: амилленаризм, постмилленаризм, исторический премилленаризм и диспенсациональный премилленаризм2. Как каждый из этих взглядов воспринимает назначение Тысячелетнего царства, описанного в Откр. 20:4–6? Ответ на данный вопрос должен быть кратким и емким. Эти взгляды сформировались в определенной исторической последовательности и в соответствующей исторической обстановке, с чем, в общем-то, согласны все. Они прослеживаются как в общих исследованиях3, так и в ряде узких исследований, посвященных конкретным периодам или отдельным личностям4. Поскольку исторический контекст и последовательность возникновения проливают свет на существенные моменты, обнаруживаемые в различных точках зрения, они будут обсуждаться в том порядке, в каком они возникли в истории церкви. Ввиду ограниченности объема статьи обсуждение постмилленаризма опускается. Премилленаристский взгляд ранних отцов церкви.

Общепризнано, что самый ранний взгляд на Тысячелетнее царство, обнаруженный в трудах отцов церкви, — премилленаристский. Иустин Мученик (Диалог с Трифоном иудеем, гл. 80 и 81) объясняет Трифону, что «будет воскресение тела и тысячелетие в Иерусалиме, который устроится, украсится и возвеличится, как объявляют то Иезекииль, Исаия и другие пророки»5. В поддержку своих убеждений он ссылается на Ис. 65:17–23 и 2 Петр. 3:9. В качестве окончательного свидетельства он ссылается на тот факт, что «у нас некто, именем Иоанн, один из апостолов Христа, в Откровении, бывшем ему, предсказал, что верующие в нашего Христа будут жить в Иерусалиме тысячу лет, а после того будет всеобщее, словом сказать, вечное воскресение всех вместе и потом суд»6.

Судя по всему, Иустин верил в Тысячелетнее правление воскресших уверовавших во Христа во вновь отстроенном и расширенном Иерусалиме здесь, на земле. За тысячелетним правлением должны последовать всеобщее воскресение и суд над всеми людьми. Хотя Иустин упоминает последний всеобщий суд всех людей, он не комментирует выражение из Откр. 20:4 о том, что право судить дано сидящим на престоле, и не выявляет назначение тысячелетия. Однако важно то, что Иустин говорит о воскресших святых, поселившихся в земном Иерусалиме, хотя на это в Откр. 20 нет даже и намека7.

Среди ранних отцов церкви, придерживавшихся премилленаристского взгляда, следует назвать Папия, Иринея, Тертуллиана, Ипполита, Аполлинария Лаодикийского, Коммодиана, Викторина Петавского, Лактанция и других8. И хотя их взгляды могли в чем-то разниться, все они верили в то, что тысячелетнее правление святых со Христом будет происходить на земле. Однако объяснения цели или назначения Тысячелетнего царства они также не давали.

Ириней ближе всех подошел к вопросу назначения тысячелетия, когда писал, что оправданные (воскрешенные при первом воскресении) посредством «царства, которое есть начало нетления, постепенно становятся причастниками Божественного естества» и что «праведные должны сперва, воскресши для лицезрения Бога, в обновленном создании получить обещанное наследие, которое Бог обещал отцам, и царствовать в нем, а потом настанет суд»9. Затем он переходит к описанию плодовитости этой обновленной земли, цитируя толкования Папия и ссылаясь на книги Исаии, Иезекииля, Иеремии и Даниила10. В заключительных главах своего знаменитого труда «Против ересей» Ириней утверждает, что это описание Тысячелетнего царства не следует толковать аллегорически как описание небесных благ, но как реальные земные условия11.

В ответ против чувственных и материальных представлений о Тысячелетнем царстве, особенно среди таких еретических писателей, как гностик Серинтус, и ввиду аллегорической и спиритуализированной герменевтики Александрийской школы, отцы церкви Ориген, Дионисий Александрийский и Иероним выступили против любой формы хилиазма, то есть любого учения о земном Тысячелетнем царстве12. Августин, который изначально верил в земное Тысячелетнее царство святых, впоследствии стал самым влиятельным противником хилиазма. Августин заявляет, что тех, кто верит в подобное, «следует считать духовными хилиастами или буквально называть их милленариями«13.

Амилленаризм. Взгляды Августина. В 20-й книге своего влиятельного труда «О граде Божием» Августин представляет совершенно иную интерпретацию Откр. 20. Он понимает первое воскресение как воскресение души к новой жизни. Второе воскресение, которое произойдет при возвращении Христа и при окончательном суде, — это воскресение тела14. Тысячелетие же — это либо период между Первым и Вторым пришествием Христа, либо это время существования мира в целом.

Августин, кажется, больше склоняется к первой интерпретации. Сковывание сатаны берет начало от Первого пришествия Христа. Сатана теперь не может совратить избранных к вечному проклятью, хотя он все еще может их искушать. Бездна, в которую брошен дьявол, — это «бесчисленное множество нечестивых, сердца которых слишком безмерны в злобе против церкви Божьей«15. Тысячелетним правлением святых он называет существующее царство верующих со Христом, будь то в теле или в духе, которое после второго воскресения и последнего суда станет вечным Царством16. Комментируя слова «и увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить» (Откр. 20:4), Августин уверяет читателей: «Эта речь не о последнем суде; нужно разуметь те престолы председателей и тех самых председателей, которыми церковь управляется в настоящее время»17.

Таким образом, для Августина назначение Тысячелетнего царства соответствовало цели и назначению церкви, или царству, воинствующему в христианскую эпоху. Право судить, данное сидящим на престоле, относится к власти церкви, то есть принадлежит тем, кто стоит в ее главе (речь, конечно же, идет о епископах).

Более тысячи лет августинианский взгляд на Тысячелетнее царство имел преобладающее влияние в католической церкви18. Данный взгляд называли амилленаризмом, хотя некоторые исследователи считали этот термин не совсем корректным19.

Ранние протестантские взгляды. Первые протестантские реформаторы разделяли августинианский взгляд на Тысячелетнее царство и отвергали хилиастические ожидания. Так, Пауль Альтхаус, описывая взгляды Лютера, отмечает: «Теперь Лютер соглашается с католической церковью, отказываясь от хилиазма. Он интерпретирует 20-ю главу Откровения не с точки зрения конца истории, но как описание церкви. Тысячелетнее царство уже в прошлом, оно окончилось с приходом турок или тогда, когда папство стало антихристом. Однако, в отличие от тогдашнего учения церкви, богословие Лютера возобновило страстное ожидание пришествия Иисуса, свойственное ранней христианской церкви«20.

Джон Кальвин также отвергал хилиазм, считая его ребяческим вымыслом, даже не заслуживающим опровержения. Согласно Кальвину, число «тысяча» в Откровении «относится не к вечному блаженству церкви, а только лишь к различным переживаниям, поджидающим церковь в то время, как она будет трудиться на земле«21. Генрих Куисторп в своей книге «Учение Кальвина о последних событиях» отмечает, что экзегеза Кальвина по Откр. 20:1–6 «является отнюдь не убедительной», и предполагает, что тысячелетие — это «эсхатологическое событие, но само по себе оно не является концом и не представляет собой вечное Царство Божье«22. Некоторые лютеранские и реформаторские исповедания веры осуждают хилиастическое учение как иудаистское и фанатичное, в частности, еще и потому, что оно было связано с анабаптистскими взглядами и с бесчинствами Мюнстерской революции23. Цели Тысячелетнего царства в подобной атмосфере не имели никаких шансов на более серьезное рассмотрение.

Постреформаторские взгляды. В постреформационную эпоху произошло возрождение более сбалансированного премилленаризма, и в XVII и XVIII столетиях многие протестантские интерпретаторы считали, что Тысячелетнее царство искупленных начнется при Втором пришествии Христа с момента первого воскресения — телесного воскресения всех, умерших во Христе, и окончится вторым воскресением — воскресением нечестивых при последнем суде24. Тысячелетнее царство понималось, главным образом, как правление Христа со святыми на земле.

Диспенсациональный премилленаризм. В девятнадцатом веке благодаря Джону Нельсону Дарби складывается новая форма премилленаризма: диспенсациональный премилленаризм. Мы не можем здесь подробно остановиться на различиях между историческим премилленаризмом и диспенсациональным премилленаризмом. Отметим лишь главное25. Первый вид рассматривает церковь в качестве духовного преемника Израиля и утверждает, что Тысячелетнее царство святых со Христом на земле включает в себя верующих всех времен. Второй вид учит тому, что церковь будет восхищена от земли и проведет тысячу лет на небесах, в то время как восстановленный Израиль при Христе — новом Давиде исполнит обеты, данные буквальному Израилю в Ветхом Завете. Однако ни в том, ни в другом случае не объясняется уникальная связь между правлением святых как священников Бога и Христа в течение тысячи лет и тем фактом, что им доверено вершить суд. Уалвурд, к примеру, выделяет семь будущих судов и предполагает, что обетование Откр. 20:6 будет исполнено в период царствования воскресших святых со Христом на земле в течение тысячи лет, где все еще будут жить люди в своих смертных телах, а святые будут судить мир26. Вряд ли подобное объяснение основывается на здравой интерпретации данного текста. Недавние исследования указывают на другое решение, которое мы намерены продемонстрировать далее.

Тысячелетнее царство согласно Откр. 20

В последнее время исследователями было уделено значительное внимание главе 20 книги Откровение и в частности стихам 4–6. Наиболее важным вопросом дискуссии является взаимосвязь исследуемого отрывка с другими частями книги Откровение и в особенности с отрывком 19:11–21 и с главами 21 и 22. Приверженцы амилленаризма, такие как Хоекема27, Коск28 и Уайт29, соглашаются в том, что Откр. 20 представляет собой своеобразную рекапитуляцию (краткий обзор) всей христианской эпохи, за которым последует общее воскресение праведных и нечестивых, свершится последний суд и наступит вечное Царство. Сторонники премилленаризма, такие как Дир30, Хеннер31 и Таунсенд32, представили убедительные экзегетические и теологические аргументы, интерпретируя 20-ю главу как часть непрерывной последовательности событий, начинающихся со Второго пришествия Христа и истребления богоборческих сил последнего времени (см. Откр. 19:11–21). Затем последует Тысячелетнее правление воскресших святых, которое окончится воскресением нечестивых, окончательным судом и наступлением вечного Царства. Последние сто пятьдесят лет адвентистские интерпретаторы придерживаются исторического подхода в толковании милленизма при интерпретации Откр. 20. Такие исследователи, как Стрэнд33, Ши34 и Ларонделл35, представляют серьезные экзегетические и структурные доводы в пользу данной интерпретации.

Еще один широко обсуждаемый вопрос касается интерпретации выражения «они ожили» (ст. 4, ezesan). Тогда как приверженцы амилленаризма, следуя учению Августина, интерпретируют эту фразу как оживление души в процессе «нового рождения«36, премилленаристы понимают ее как телесное воскресение праведных37, то есть первое воскресение, в отличие от воскресения нечестивых при окончании тысячелетия (ст. 5).

Адвентисты соглашаются с некоторыми интерпретаторами-премилленаристами в том, что первое воскресение включает в себя верных всех поколений, умерших во Христе и воскресших при Его втором пришествии38.

Этот взгляд находится в полной гармонии с эсхатологическим утверждением Павла в 1 Фес. 4:16, 17, что, когда Господь при трубе Божьей будет сходить с неба, «мертвые во Христе воскреснут прежде». Говоря о том же воскресении в 1 Кор. 15:52, Павел уверяет нас, что «при последней трубе… мертвые воскреснут нетленными». Это описание, безусловно, относится к воскресению праведных, так как нечестивые вряд ли получат при воскресении нетленное или бессмертное тело.

Контекстуальные детали. Хотелось бы подробнее остановиться на значении выражения «и увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить» (Откр. 20:4). В связи с упоминанием о престолах возникает вопрос:
«Где находятся эти престолы?». До главы 20 все упоминания о престоле сводились к престолу Бога или к престолам, связанным с престолом Бога, за исключением трех случаев. Эти три исключения относятся к престолу сатаны (см. Откр. 2:13) и престолу зверя (см. Откр. 13:2; 16:11). В контексте этого можно сделать однозначный вывод, что престолы из Откр. 20:4 должны находиться на небесах39.

Сделанный вывод подтверждается, когда мы отвечаем на вопрос: кто же сидит на этих престолах? Касательно данного вопроса было сделано много разных предположений. Возможно, это двадцать четыре старца, упомянутые ранее как сидящие на престолах (4:4; 11:16). Данная идея поддерживается Мили, который приходит к выводу, что «лучше всего смысл Откр. 20:4 выражен в идее приглашения — это приглашение к возможной парадоксальной интерпретации, которая добавляет различные уровни интерпретации поверх очевидного значения текста»40. Дир также поддерживает предположение касательно 24 старцев, но предлагает и другие идеи, например, что это мученики, упомянутые в ст. 4, или апостолы, о которых говорится в Мф. 19:28, но в конце концов он заключает, что «вероятнее всего, перед нами предстают все святые«41. Такие исследователи, как Лэдд42, Бисли-Мюррэй43 и Хеннер44, соглашаются в том, что сидящие на престолах представляют собой святых всех поколений, которые были воскрешены при первом воскресении.

Возникает вопрос: что происходит с этими святыми, которые «ожили» в первое воскресение? Еще до того, как Иисус был распят, Он пообещал Своим ученикам, что идет приготовить им место. Он также обещал: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:3).

Здесь мы видим ясное обетование о том, что Христос возьмет искупленных туда, где живет Он Сам, а именно к престолу Своего Отца. Павел утешает своих собратьев христиан надеждой, что поднятые из могил при первом воскресении вместе с оставшимися в живых верующими при Втором пришествии Христа «восхищены» будут «на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом» будут (1 Фес. 4:17). Облеченные в бессмертие святые будут восхищены на небо — книга Откровение описывает бесчисленное множество искупленных, стоящих перед престолом Божьим (см. Откр. 7:9, 10; 15:2–4). Таким образом, мы пришли к выводу, что престолы, на которых сидят воскресшие святые всех веков, находятся на небесах, а не на земле. Тысяча лет царствования святых со Христом есть небесное Царство, а не земное45.

Очевидно, что данная интерпретация отличается от предшествующего понимания исторических и диспенсациональных премилленаристов. Первые, как правило, утверждают, что тысячелетнее царствование Христа со святыми будет иметь место на этой земле, хотя описание самого царствования, как правило, несколько расплывчато46. Цель же Царства интерпретируется как возможность установления праведного и милосердного правления Христа над миром, в котором сатана уже не сможет обманывать народы47.

Диспенсациональные премилленаристы усматривают двойной аспект тысячелетнего правления Христа и святых. Христос правит в восстановленном Иерусалиме над буквальным Израилем и языческими народами земли. Бессмертные святые обитают в небе, но каким-то образом участвуют в правлении Христа и на земле48. Они царствуют с Ним как священники Бога и Христа. Такой взгляд на тысячелетнее правление основан на буквалистской герменевтике, проводящей резкое различие между Израилем и церковью, что в конечном счете стало проблематичным даже для самих диспенсационалистов49. Мы убеждены в том, что обе позиции так и не смогли понять истинную цель Тысячелетнего царства. И сейчас мы поговорим именно об этой истинной цели.

Цель тысячелетнего царства

В тексте сказано, что сидящим на престолах «дано было судить» (ст. 4). Какова значимость данного выражения? Что представляет собой krima (греч.), или суд, доверенный сидящим на престолах? Некоторые интерпретируют слово krima в данном отрывке в значении правления святых50. Однако более тщательное изучение контекста предполагает, что слово krima здесь относится именно к суду. Эсхатологический суд Божий является основной темой второй части книги Откровение, как это видно из Откр. 14:5; 16:5, 7; 17:1; 18:8, 10, 20; 19:2, 11; 20:12, 13. Мы соглашаемся с оценкой Мили, что «в Откр. 19:11–20 суд является темой, которой уделяетсяособое внимание, и, в частности, негативной его стороне, которая подразумевает эсхатологическую встречу Бога и Христа с нераскаявшимися грешниками«51.

Естественно, возникает вопрос: какова роль святых в этом эсхатологическом суде? Может быть, мы можем найти ответ в вопросах, которые задавал Павел коринфянам, упрекая их в том, что те судятся у нечестивых?

«Разве не знаете, что святые будут судить мир?» и: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?» Эти вопросы подразумевают, что святые будут принимать участие в эсхатологическом суде над сатаной, падшими ангелами и нечестивыми, отвергшими спасение Божье.

Многие исследователи, придерживающиеся разных взглядов касательно тысячелетия, признают связь между 1 Кор. 6:2, 3 и Откр. 20:4–6 (Хоекема52, Уалвурд53, Бисли-Мюррей54, Дир55 и другие). Часто они ассоциируют этот суд, производимый святыми, с такими местами Библии, как Дан. 7:22, 27; Мф. 19:28 и Лк. 22:30. Тот факт, что Откр. 20:6 однозначно заявляет, что воскресшие святые «будут священниками Бога и Христа» и как таковые будут царствовать со Христом тысячу лет, указывает на то, что в течение тысячелетнего периода они будут исполнять священнические обязанности.

Священство всех верующих четко устанавливается ранее в Новом Завете (см. 1 Петр. 2:5–9; 2 Кор. 5:17–21).

Священнические обязанности народа Божьего в этом мире заключаются в том, что они должны «приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Петр. 2:5), и «возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (ст. 9). Как священникам Божьим им доверено «служение примирения» и «слово примирения» (2 Кор. 5:18, 19). Говорится ли в Откровении именно об этих священнических обязанностях?

Книга Откровение трижды называет искупленных священниками. Первое упоминание схоже со словами Петра (см. 1 Петр. 2:9) — Иоанн заявляет, что Христос соделал «нас царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр. 1:6). Этот отрывок, кажется, относится к священству народа Божьего и в настоящем мире56.

Второе упоминание мы находим в славословии Агнцу, где говорится: «Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена, и языка, и народа, и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр. 5:9, 10). Хотя слова «и соделал нас царями и священниками Богу нашему», кажется, вновь относятся к настоящей реальности, фраза «будем царствовать на земле» предполагает исполнение этих слов в будущем. Неудивительно, что некоторые комментаторы связывают данную фразу с Тысячелетним царством святых из Откр. 20:4—657, однако используют ее как подтверждение того, что царствование происходит на земле. Третье упоминание находится в Откр. 20:6. Однако контекст Откр. 20:4–6, как мы уже отметили, является контекстом суда. Святые действительно воцарятся на земле, как уже обещано об этом в Священном Писании (см. Мф. 5:5; Рим. 4:13). Но царствование на земле относится к тому времени, когда с неба сойдет Новый Иерусалим и Бог будет обитать со Своим народом на этой земле (см. Откр. 21:2, 3). Священническое же правление святых на суде происходит на небе.

Прежде чем Бог исполнит окончательный суд над сатаной и его ангелами, а также над множеством потерянных для Божьего Царства людей, отвергнувших предложенное им спасение через жертву Христа, Он вместе со святыми всех поколений будет открывать небесные книги и вершить суд. Это процесс, требующий времени. Как священникам Бога и Христа, искупленным будет дано судить мир и даже падших ангелов (см. 1 Кор. 6:2, 3). Мы полагаем, что именно в этом и заключается истинный смысл слов из Откр. 20:4: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить».

Петер ван Беммелен, Духовная семинария адвентистов седьмого дня, Университет Андрюса

1 Все тексты взяты из Синодального перевода Библии.

2 Например, Robert G. Clouse, ed., The Meaning of the Millennium: Four Views (Downers Grove, IL: InterVarsity Press, 1977); Anthony Hoekema, The Bible and the Future (Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1979), ch. 14, «Major Millennial Views», pp. 173–193; Stanley T.
Grenz, The Millennial Maze: Sorting Out Evangelical Options (Downers Grove, IL:InterVarsity Press, 1992).

3 Общий обзор истории теорий о Тысячелетнем царстве можно найти в D. H. Kromminga, The Millennium in the Church: Studies in the History of Christian Chiliasm (Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing Col, 1945); LeRoy Edwin Froom, Prophetic Faith of Our Fathers: The Historical
Development of Prophetic Interpretation, 4 volumes, (Washington, D.C.: Review and Herald Publishing Assoc, 1946–1954). Последний труд прослеживает развитие интерпретации книг Даниила и Откровение на протяжении всей истории церкви, в том числе и историю развития различных теорий о Тысячелетнем царстве.

4 Подобные исследования теорий о Тысячелетнем царстве, проводимые в определенные периоды либо конкретными лицами, слишком многочисленны, чтобы перечислять их здесь. Некоторые из них будут упомянуты в последующих примечаниях.

5 Иустин Мученик. Диалог с Трифоном иудеем, гл. 80.

6 Там же, гл. 81.

7 Скорее всего, это основано на его понимании пророчества Исаии и других пророков Ветхого Завета. См. Joel Cliff Gregory, «The Chiliastic Hermeneutic of Papias of Hierapolis and Justin Martyr Compared with Later Patristic Chiliasts», Ph.D. dissertation, Baylor University, 1983.

8 Помимо общих исследований, упомянутых выше в примечании 3, отличную дискуссию о взглядах на Тысячелетнее царство в ранние века можно найти в Hans Bietenhard, «The Millennial Hope in the Early Church», Scottish Journal of Theology 6 (1953): 12–30.

9 Ириней. Против ересей, гл. 32.

10 Там же, гл. 33, 34.

11 Там же, гл. 35, 36. Ириней в заключительном параграфе (гл. 36:3) связывает видение Иоанна о Тысячелетнем царстве с обетованиями пророков: «Иоанн ясно предвидел первое воскресение праведных и наследие их в царстве земном; согласно с ним, и пророки предсказывали о нем».

12 Froom, 1:315–326; Bietenhard, pp. 20, 21.

13 Августин. О граде Божием, кн. 20, гл. 7.

14 Там же, кн. 20, гл. 6.

15 Там же, кн. 20, гл. 7.

16 Там же, кн. 20, гл. 9.

17 Там же.

18 William E. Cox, Amillennialism Today (Philadelphia: Presbyterian and Reformed Publishing Co., 1972), Froom 1:464–491.

19 См. Hoekema, pp. 173, 174.

20 Paul Althaus, The Theology of Martin Luther, trans. Robert C. Schultz, (Philadelphia: Fortress Press, 1966), p. 419.

21 John Calvin, Institutes of the Christian Religion, 3:25:5; LCC 21:995.

22 Heinrich Quistorp, Calvin’s Doctrine of the Last Things, trans. Harold Knight (London: Lutterworth Press, 1955), pp. 160, 161.

23 См. ch. 14, «Chiliasm and the Reformation», in Kromminga, pp. 169–179; Douglas McC. Lindsay Judisch, «Postmillennialsim and the Augustana», Concordia Theological Quarterly 47 (1983): 241–245.

24 Фрум приписывает возрождение премилленаризма Джозефу Меду (1586–1638). Фрум, 2: 544, 548. 549, 559, 785. Роберт Клаус показал, что Мед в долгу перед немецким ученым кальвинистом Иоганном Генрихом Алстедом (1588–1638), который порвал с эсхатологическими взглядами Кальвина и признал премилленаристское толкование 20-й главы Откровения. Robert G. Clouse, «Johann Heinrich Alsted and English Millennialism», Harvard Theological Review 62 (1969): 189–207.

25 Несмотря на очевидное согласие по основным аспектам премилленаризма, различия между этими двумя точками зрения уходят корнями в понимание библейских заветов и отношений между Израилем и церковью.

26 John T. Walvoord, The Millennial Kingdom (Grand Rapids, MI: Zondervan Publishing House, 1959), pp. 276–295, 329.

27 Hoekema, pp. 223–226. Хоекема утверждает, что книга Откровение «состоит из семи разделов, которые идут параллельно друг другу, каждый из которых изображает церковь и мир со времен Первого пришествия Христа и до времени Его Второго пришествия» (с. 223).
Главы 20–22 представляют седьмой раздел. Он, однако, замечает, что эти разделы «демонстрируют определенную степень эсхатологического прогресса», поэтому «этот метод интерпретации называется прогрессивным [курсив автора] параллелизмом» (с. 226).

28 William E. Cox, Biblical Studies in Final Things (Philadelphia: Presbyterian and Reformed Publishing Co., 1972), p. 171.

29 R. Fowler White, «Reexamining the Evidence for Recapitulation in Rev. 20:1–10», Westminister Theological Journal 51 (1989): 319–344.

30 Jack S. Deere, «Premillennialism in Revelation 20:4–6», Bibliotheca Sacra 135 (1978): 58–73.

31 Harold W. Hoehner, «Evidence from Revelation 20», in A Case for Premillennialism: A New Consensus, pp. 235–262, edited by Donald R. Campbell and Jeffrey L. Townsend (Chicago: Moody Press, 1992).

32 Jeffrey L. Townsend, «Is the Present Age the Millennium», Bibliotheca Sacra 140 (1983) pp. 206–224.

33 Kenneth A. Strand, Interpreting the Book of Revelation: Hermeneutical Guidelines, with Brief Introduction to Literary Analysis (Worthington, OH: Ann Arbor Publishers, 1976).

34 William H. Shea, «The Parallel Literary Structure of Revelation 12 and 20», Andrews University Seminary Studies 23 (1985): 37–54.

35 Hans K. LaRondelle, «The One Thousand Years of Revelation 20», Ministry: A Magazine for Clergy, September 1982, pp. 12–14.

36 Hoekema, pp. 232–237; Cox, Biblical Studies, pp. 166, 167.

37 Hoehner, pp. 253–256; Charles L. Feinberg, Millennialism: The Two Major Views, third and enlarged edition (Chicago: Moody Press, 1980; former title Premillennialism or Amillennialism?), pp. 345–358.

38 См. напр. Seventh-day Adventist Believe . . . A Biblical Exposition of 27 Fundamental Doctrines (Washington, D.C.: Ministerial Association, General Conference of Seventh-day Adventists, 1988), p. 358.

39 Этот вопрос обсуждается в книге Michel Gourgues, «The Thousandyear Reign (Rev. 20:1–6): Terrestrial or Celestial?», Catholic Biblical Quarterly 47 (1985: 676–681)

40 J. Webb Mealy, «After the Thousand Years: Resurrection and Judgment in Revelation 20», Journal for the Study of the New Testament Supplement Series 70 (Sheffield, England: Sheffield Academic Press, 1992), p. 109.

41 George Eldon Ladd, A Commentary on the Revelation of John (Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1972), pp. 263, 264.

42 G. R. Beasley-Murray, The Book of Revelation, New Century Bible Commentary (Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing Co.; London: Marshall, Morgan and Scott, 1981), pp. 292, 293.

43 G. R. Beasley-Murray, The Book of Revelation, New Century Bible Commentary (Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing Co.; London: Marshall, Morgan and Scott, 1981), pp. 292, 293.

44 Hoehner, p. 253.

45 На данном этапе амилленаристы критиковали премилленаристов, утверждая, что в Откр 20:4–6 нет никаких доказательств в пользу земного царствования Христа в восстановленном Иерусалиме. Мы считаем, что эта критика обоснованна.

46 См. напр. Millard J. Erickson, Contemporary Options in Eschatology: A Study of the Millennium (Grand Rapids, MI: Baker Book House, 1977), p. 102.

47 Там же, с. 100, 101. See also D. J. Kromminga, The Millennium: Its Nature, Function, and Relation to the Consummation of the World (Grand Rapids, MI: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1948), pp. 45–76.

48 Walvoord, p. 329.

49 См. напр. Craig A. Blaising, «Dispensationalism: The Search for Definition», in Diospensationalism, Israel and the Church: The Search for Definition, edited by Craig A. Blaising and Darrell L. Bock (Grand Rapids, MI: Zondervan Publishing House, 1992), pp. 13–34.

50 См. напр. Ladd, p. 264.

51 Mealy, p. 45.

52 Hoekema, pp. 192 and 256, 257.

53 Walvoord, p. 329.

54 Beasley-Murray, pp. 292, 293.

55 Deere, pp. 63, 64.

56 Caird задается вопросом, не превращает ли участие в священническом и царственном служении Христа верующих в некий инструмент, посредством которого Христос осуществляет Свою искупительную миссию, равно как и царскую власть. G. B. Caird, A Commentary on the
Revelation of St. John The Divine, second edition, Black’s New Testament Commentaries (London: A. and C. Black, 1984), p. 17.

57 Ladd, pp. 263, 264.

Статья была впервые опубликована в Journal of the Adventist Theological Society, 8/1—2 (1997): 150–160.

По материалам Института Библейских Исследований ЕАД

Источник: logosinfo.org 

image_pdfimage_print
close
Підпишіться та приєднайтеся до 132 інших підписників.